Цель: акцентировать внимание учащихся на том, как важно уметь понимать состояние другого человека и откликаться на его беды и горести;
Приобщать учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе через понятия: доброжелательность, тактичность, любовь к ближнему.
Ход классного часа.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня наш классный час не простой, а волшебный. Вы будете волшебниками!
- Что же волшебного делают волшебники в сказках? (они творят добро)
- В чём это выражается? (помогают хорошему человеку)
- А вы можете помочь человеку? Как?
- А помешать злому? Как?
- Значит вы тоже волшебники!
2. Притча «Дружба, счастье и богатство»
(На фоне музыки.)
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. – Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух. – Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
– Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Кому открыть дверь.)
– Какое решение он принял? (Пустить на ночлег дружбу.)
– Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О дружбе)
- Назовите тему классного часа.
- Чему сегодня вы будете учиться?
- Я думаю, что творить добрые дела тоже нужно учиться, и, наверное, это не менее, а может быть, и более важно в нашей жизни, чем умение хорошо считать и правильно писать. Мы с вами поразмышляем о важнейших в жизни каждого из нас понятиях: о сострадании, милосердии, желании помочь другому, сочувствии, любви к ближнему.
– Сегодня мы скажем лучшие слова о дружбе, друзьях. Ответим на вопросы: Кто такой друг? Легко ли найти друга? Как стать настоящим другом?
3. Стихотворение о дружбе.
«Как возникло слово друг»
Когда еще никто не знал ни слова -
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”,
– Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю!
4.Беседа с учащимися
- Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают можно назвать друзьями?
- Кого мы называем другом?
- Какие качества у него будут главными?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- Давайте сейчас это выясним.
5. Упражнение «Каким должен быть друг?»
Цель: Выделить основные положительные качества друга.
Инструкция: На доске вывешиваются картинки с изображением героев из мультипликационных фильмов, внизу написаны качества. (Веселый, умный, жадный, хитрый, честный и т.д.). Ребятам необходимо выбрать из всех качеств те качества, каким должен обладать их друг.
Материал: Демонстрационные картинки А4 с изображением героев из мультипликационных фильмов.
Ход: Ребята, рассмотрите картинки и выберите те качества, которыми бы вы хотели, чтобы обладал ваш друг.
Вывод: Ребята, все вы хотите, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами как доброта, честность, общительность, готов всегда прийти на помощь и др. Но, прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали вы. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты возьми и однажды добро просто так соверши
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на земле станет больше улыбкой одной.
6.Игра «Цветик – Семицветик».
Перед вами необыкновенный цветок. Это Цветик-Семицветик. На его лепестках даны пословицы о дружбе, но они не закончены. Закончите пословицы:
Не мил и свет, когда… (друга нет)
Нет друга – ищи, а найдёшь… (береги)
Не имей 100 рублей, а имей… (сто друзей)
С добрым дружись, а лукавых… (берегись)
Старый друг лучше… (новых двух)
Хорошую дружбу топором … (не разрубишь)
Дерево держится корнями, а человек… (друзьями)
Песня «Дружба – это не работа»
7. Поразмышляй над историями.
Ситуация 1
За пять минут до первого урока в класс зашла Оля. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза. «Чего ты это плакала?» - громко спросила Катя. «Кто тебя обидел? Давай-давай, рассказывай», - подскочила к ней Наташа. «Что случилось», - закричали все. Оля разрыдалась и выбежала.
- В чём была ошибка ребят? (нужно было подойти и тихонько спросить Олю, помочь, посочувствовать, но не кричать, не выяснять так громко, что случилось).
Ситуация 2
В гости к Тане пришла подруга Ира и увидела в клетке любимого Таниного попугая. «Ничего птичка, симпатичная, - сказала Ира, - но они долго не живут. У меня такая же была, только сдохла». Таня надулась, и Ира уже не смогла её развеселить.
- Какую оплошность допустила Ира? (Ире не стоило так отзываться о любимом попугае подруги, тем более приводить такой пример).
8.Изготовление коллажа. «Волшебная страна»
- Вы мои волшебники! Наша волшебная добрая дружная страна должна быть ясной и прекрасной!
- Давайте сделаем так, чтобы солнце на нашей земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
- Первая группа изобразит нам на этом листе солнце. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.
- Солнце дает жизнь на Земле,значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
- Вторая группа приклеит к дереву корни,на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда,когда у него будут добрые (крепкие) корни.
- Третья группа напишет на цветах добрые мысли.
- Четвертая группа напишет на плодах добрые поступки
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
- Жизнь человека можно сравнить с алмазом – очень твердым драгоценным камнем. Ограненный и отшлифованный алмаз называют бриллиантом. Алмаз так же тверд, как характер сильного человека, и прозрачен, как душа доброго. Но чтобы стать бриллиантом и открыть свою природную красоту, алмаз должен быть обработан мастером. Так поступает со своей жизнью и человек. Он может заботиться о том, чтобы его жизнь лучилась добрыми поступками, но может прожить ее тускло, не вкладывая труда идушевных сил. Человек сам придает ценность своей жизни – поступкам и намерениям. Он сам становится своим мастером. Ребята, хочется пожелать вам, чтобы вы постепенно становились настоящими мастерами добра и любви.
Рефлексия:
- Всякий человек – уникальная личность. И верить в свою исключительность необходимо каждому. У всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речёвку:
Главное вместе!
Главное дружно!
Главное с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
- Чему вы учились?
- Над чем нужно ещё поработать?
Сердечки настроений.
- Ребята, иногда взрослые говорят, что у них легко на сердце или тяжело на сердце. Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Попробуйте определить ваше настроение. Если сегодняшняя встреча вам доставила хоть чуточку радости, принесла чуточку знаний покажите мне красное сердечко.
- Будьте для всех солнышком! Песня «Дорогою добра».