Латышова Д.Г. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Библиографическое описание: Латышова Д.Г. Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.
Происходящее сегодня бурное развитие цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу образования. Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышения качества жизни граждан на основе широкого применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы.
Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с интеграцией цифровых технологий в деятельность образовательных организаций (цифровой трансформацией) образования является обеспечение доступности, эффективности и качества, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе обучения по индивидуальному учебному плану.
Цифровая трансформация отрасли образования в целом, которая должна затрагивать широкий круг вопросов, включает внедрение в образовательных организациях и отрасли в целом подходов управления, основанного на использовании данных, использовании инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
· обеспечение цифровой инфраструктуры современной образовательной организации;
· эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры школы для улучшения образовательных результатов;
· формирование цифровой грамотности у участников образовательного процесса;
· обеспечение гибкости управления образовательной организацией;
· совершенствование нормативной базы цифровой трансформации образования, включающую в себя выявление малоэффективных нормативов, осуществление коррекции и разработку новых нормативов.
Такая цифровая трансформация должна соответствовать целям и задачам любого образовательного учреждения, в котором осуществляется образовательная деятельность.
Когда идет речь об осуществлении поставленных целей и задач, возникает множество вопросов, которые влекут за собой трудности и проблемы. Проблематика цифровизации образования может заключать в себе:
· высокую долю неуспевающих обучающихся;
· торможение развития талантливых обучающихся (обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности);
· отчуждение (невовлеченность) от образования и отрицательный вклад в экономику знаний, фактическое «воспроизводство» экономической неуспешности людей;
· неэффективную логистику организации образования, обеспечивающих процессов (подвоз, питание, безопасность, бухгалтерия и т.п.);
· избыточную нагрузку на составление образовательной отчетности и отчетности в сфере образования и ряд других;
· формирование новых возможностей и новых образовательных практик (прежде всего, практик учения и самостоятельности);
· реализацию персонализованных планов учения и индивидуальных учебных планов обучающихся в зависимости от возраста и типологически ясных особенностей и возможностей;
· организацию проектно-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к проектированию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных проектов;
· организацию исследовательски-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к исследованию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных исследований;
· реализацию образовательных практик профессиональной ориентации и формирования профессиональной идентичности как непрерывных, становящихся в течение жизни (а не как «разовых», привязанных к старшей ступени школы или в связи с выходом на рынок труда);
· реализацию процессов учения и обучения на цифровой (неиндустриальной) платформе, в том числе, моделей онлайн- и смешанного учения и обучения;
· включение в учебный процесс симуляторов навыков ориентировки (ориентировочной основы действия, базовых навыков) и навыков принятия индивидуальных решений для опасных профессий и программ подготовки с высокой стоимостью "аналогового" оборудования, для совершенствования профессиональных навыков;
· обучения отдельным навыкам - чтения, говорения (высказываний), счета и прикладного количественного мышления в целом;
· формирование новых видов грамотности - финансовой, правовой, информационной и т.п.;
· формирование «мягких» навыков - коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности, самоорганизация, умения учиться и ряда других.
К ожидаемым результатам интеграции цифровых технологий в системе образования относится:
· повышение уровня учебной самостоятельности обучающихся;
· повышение успешности обучающихся, их хорошего самочувствия и психологического благополучия;
· повышение эффективности логистики организаций образования, повышение эффективности логистики обеспечивающих процессов (подвоз, питание, безопасность, бухгалтерия и т.п.);
· резкое снижение нагрузки на составление образовательной отчетности и отчетности в сфере образования и ряд других.
Чтобы решить проблему цифровизации образования и достичь ожидаемых результатов, необходимо точно сформулировать поставленные цели и задачи перед сотрудниками. Эффекты интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций в первую очередь связаны с повышением производительности учебной работы, повышением успеваемости у обучающихся вследствие использования цифровых предметных ресурсов, улучшением навыков чтения у обучающихся начальной школы вследствие использования специализированных цифровых решений. Также внедрение цифровых технологий повышает уровень цифровой компетентности обучающихся и педагогических работников, гибкость управления системой образования.