Конференции
2023-07-03 12:48 Январь 2023

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Мудьюгина Екатерина Васильевна
учитель русского языка
ГБОУ АО "Соломбальская СКОШИ"

«В связи с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предъявляются новые требования к образовательным организациям, реализующими АООП.

- это ОУ, которое должно обеспечить успешную социализацию детей с УО, детей-инвалидов;

- это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, осуществляющие инновационную деятельность, знающие психологию и особенности развития детей с УО;

- это центр взаимодействия с родителями, с учреждениями культуры, здравоохранения, досуга, спорта и другим социальным сферам.

Одним из главных принципов программы «Школа социализации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» является принцип взаимодействия специалистов и родителей (законных представителей) обучающихся, как равноправных участников образовательного процесса.

В своей статье «Основные модели взаимодействия педагогов с родителями в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида» П.Л. Трошин говорит о том, что школа и семья являются двумя социальными институтами, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса обучения и воспитания ребенка. В которых учителя заинтересованы в том, чтобы ребенок с ОВЗ стал полноценным человеком, готовым жить в современном обществе. Успех воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, зависит от того, насколько эффективно школа использует воспитательный потенциал той среды, где дети проводят большую часть времени - домашней среды [11]. Взаимодействие - это согласованная деятельность в достижении совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи [14]. Эффективно диалоговое взаимодействие при работе с родителями, воспитывающими детей с особыми потребностями, оно основывается на равенстве, взаимоуважении, положительном отношении друг к другу. Данное взаимодействие позволяет достигнуть положительных результатов в решении многих проблемных вопросов. Именно используя данную согласованную деятельность между школой и родителями можно достичь хороших результатов по воспитанию, обучению и социализации учащихся с ОВЗ, подготовить их к самостоятельной жизни в социуме. Особо эффективен такой тип взаимодействия, как сотрудничество. «Сотрудничество участников воспитательного процесса – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач» [9, с 42].

Основными направлениями сотрудничества коррекционной школы и семьи являются:

- просвещение по вопросам педагогики и психологии;

- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

Родители, воспитывающие данную категорию детей, особо нуждаются в помощи и поддержке специалистов. Уже с самого раннего возраста ребенка они испытывают повышенный интерес окружающих людей. Болезненно реагируют на замечания, предложения о помощи. Тяжело переживают мысли о том, что их ребенок отличается от нормально развивающихся детей. На школу возлагаются огромные задачи не только по коррекции детей с ОВЗ, но и по помощи их родителям.

При первом знакомстве с ребенком и его родителями педагогу или представителю учебного заведения необходимо сгладить отрицательное отношение к коррекционной школе, увлечь и заинтересовать предстоящей учебой. Максимально полно познакомить со школой, школьными традициями, достижениями учащихся. В первые дни учебы рекомендуется допускать присутствие родителей на уроках (все зависит от особенностей ребенка).

Можно обозначить две основные особенности коррекционной школы по отношению к родителям обучающихся:

- формировать у родителей доверительное отношение к учителям, воспитателям коррекционной школы.

- придать уверенность в том, что обучение и воспитание ребенка в коррекционной школе будет иметь успех [6].

Дифференцированный подход в работе с родителями основывается на:

− соблюдении тактичности и отзывчивости по отношению к родителям;

− учете уклада семьи, условий жизни, возрастных особенностях родителей, состоянии их здоровья, уровня знаний в вопросах воспитания, вероисповедании;

− индивидуальном подходе к каждой семье;

− использовании различных методов и форм работы с родителями;

− работе с родителями и детьми одновременно;

− системности в работе с семьей;

Методы взаимодействия коррекционной школы и семьи – это ряд приемов и способов, направленных на решение воспитательных задач и социализацию обучающихся.

Основными педагогическими методами, используемыми при взаимодействии коррекционной школы и семьи, являются:

- изучение литературы и других источников;

- наблюдение;

- беседа;

- интервью;

- анкетирование;

- тестирование.

Изучение литературы и других источников.

Всем педагогам, работающим с данной категорией детей, необходимо постоянно изучать учебно-методическую литературу по практике взаимодействия с родителями, повышать уровень профессиональной компетентности, знакомится с современными передовыми работами дефектологов.

Наблюдение.

В своих работах Загвязинский В.И отмечает, что наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений [2]. По мнению П.И. Образцова, наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым «инкогнито»; констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации) [5].

Наблюдение бывает со стороны и включенное. Данный метод может быть использован при посещении семьи по месту жительства, при встречах ребенка с родителями в ОУ, при включении родителей в жизнь класса и школы. Работа с родителями станет индивидуальной и успешной, если педагог будет иметь максимальную информацию о семье. Необходимо знать в каких условиях живет ребенок, как к нему относятся родственники, какие проблемы существуют, только тогда возможно оказать поддержку данному ребенку и его родителям. В домашних условиях, в доверительной атмосфере можно найти общий язык даже с самыми конфликтными родителями. О своем визите следует сообщить заранее, не стоит во время визита говорить лишь проблемах, в первую очередь следует информировать родителей об успехах и положительной динамике учащегося. Изучая семью обучающегося, педагог представляет интересы детей с ОВЗ, полученные результаты необходимо фиксировать и на их основании планировать работу с данной семьей. Данный метод становится более эффективным при использовании других методов взаимодействия школы и семьи.

Беседа – наиболее успешный метод установления связи с семьей.

Научная ценность этого метода заключается в возможности установления личного контакта с объектом исследования, получении данных оперативно и уточнении их в виде собеседования.

Основные требования к проведению беседы:

- беседовать только по вопросам проблемы;

- формулировать вопросы ясно и четко (учитывая особенности и компетентности собеседника);

- не задавать некорректных вопросов;

- поддерживать доброжелательный тон, учитывать настроение собеседника;

- готовиться к беседе заранее [5].

При соблюдении всех правил ведения беседы возможно получить ценную информацию. Главной целью беседы является обмен опытом, оказание помощи родителям по проблемным вопросам. Ведущая роль в ведении беседы возлагается на педагога. Именно педагог продумывает вопросы, начиная с нейтральных, а потом переходит к главным темам. Педагогу необходимо внимательно слушать, что говорят родители, не критиковать их мнения и взгляды на различные проблемы, а стараться понять и помочь. Уделять беседе столько времени, сколько требуют родители. Так же беседа может быть и спонтанной, но в любом случае родитель должен получить исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу.

При встречах и беседах с родителями следует говорить только о достижениях и успехах ребенка, а о проблемах сообщать осторожно, давая рекомендации. Общаться с родителями как благополучными, так и неблагополучными нужно одинаково ровно и уважительно. Нужно понимать, что родители детей с ОВЗ не приемлют назидательного, поучительного тона, поэтому в общении с ними все педагоги ОУ должны вести себя максимально тактично.

Интервью - это метод сбора информации в процессе речевого взаимодействия. Для того чтобы данный метод достиг поставленной цели, его следует проводить в неформальной, доброжелательной обстановке. При подготовке интервью обязательно соблюдение определенных требований:

- вопросы должны быть по теме (случайные вопросы не допустимы)

- вопросы должны быть просты и понятны в своей формулировке;

- этичность вопросов.

Анкетирование – это метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Особенностью этого метода является его анонимность. Анкетирование проводится в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок [1].

Одна из главных задач коррекционной школы – это просветительская деятельность. Родители должны иметь достаточные знания об УО ребенке, его возможностях и трудностях в развитии. Освещать необходимо и те вопросы, которые особо беспокоят родителей детей с ОВЗ. Именно для этого целесообразно проводить анкетирование родителей, которое покажет какие вопросы особо актуальны. После анализа результатов необходимо составить программу цикла занятий для родителей. Как показывает практика ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ» особо актуальны следующие темы:

- проблема адаптации ребенка с ОВЗ в учебном заведении;

- гиперактивный ребенок;

- подростковый период в развитии ребенка;

- профессиональное самоопределение;

- подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни.

С циклом бесед по актуальным темам может выступить один человек (врач, психолог, социальный педагог, один из педагогов школы, приглашенный специалист) или группа специалистов.

Выступающий должен говорить просто и доходчиво, так как среди родителей детей с ОВЗ часто встречаются малограмотные и с низким интеллектуальными способностями люди, никогда нельзя называть фамилии обучающихся. Выступления должны быть непродолжительными, интересными, содержащими полезный материал, сопровождаемые презентациями, фильмами, наглядными материалами.

Метод тестирования
— выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения [5]. Правильно подобранные тесты помогают на ранней стадии выявить проблемы, с которыми сталкивается семья и вовремя принять необходимые меры и оказать помощь, привлечь узких специалистов.

Информация, которую можно получить от ребенка.

Для изучения семейных взаимоотношений и планирования построения взаимоотношений с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, можно использовать методы:

- «Рисунок семьи» (используется для исследования восприятия детьми семейных отношений);

- комментирование картинок;

- завершение рассказа;

- завершение неоконченных предложений;

- игровые задания.

Взаимодействие коррекционной школы и семьи не всегда наступает сразу. Это очень долгая и кропотливая работа. Но благодаря грамотно выстроенной системе сотрудничества, профессиональному использованию методов взаимодействия школы и семьи, возможно достижение положительных результатов в воспитании, обучении и социализации обучающихся с ОВЗ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод о том, что методы работы с родителями, воспитывающими детей с УО, схожи с методами работы с родителями, воспитывающими детей с сохранным интеллектом. Но требуют более тщательного планирования и больших временных и эмоциональных затрат и носят коррекционную направленность. Только совместная работа родителей и педагогов приведет к положительным результатам в воспитании и социализации, подготовит к самостоятельной жизни учащихся на конец обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология». [Текст]: Г.Х. Валеев –– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002– 134 с.

2 Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 207 с.

3 Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст]: А.В. Мудрик. – 8-е изд-е, испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

4 Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. [Текст] / О.С. Никольская. – М.; 2003. – 232 с.

5 Образцов, П.И.
Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / П.И. Образцов. - СПб.: Питер, 2004. - 268[4]

6 Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов [Текст]: Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

7 Олигофренопедагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст]: [Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Ю. Б. Зеленская и др.; под ред. Л. М. Шипицыной]. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 336 с.

8 Полоухина, Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений [Электронный ресурс] / Автореф. дис. канд. психол. наук. / Е.А. Полоухина. – СПб., 2009. – 24 с. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/vliyanie-nalichiya-rebenka-invalida-v-seme-na-kharakter-brachno-semeinykh-otnoshenii, свободный (дата обращения 15.12. 2022). – Загл. с экрана.

9 Рожков, М.И Организация воспитательной работы в школе [Электронный ресурс]. / М.И. Рожков – Режим доступа: https://lektsia.com/4xd57.html, свободный (дата обращения: 18.01.2023).- Загл. с экрана.

10 Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.

11 Трошин, П.Л. Основные модели взаимодействия педагогов с родителями в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида. [Электронный ресурс]. / П.Л. Трошин – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00914242_0.html, свободный (дата обращения 28.12.2022).- Загл. с экрана.

12 Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Л. Шипицына //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 - №2. – С. 7 – 9.

13 Программа Школа социализации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://solombalskoshi.ru, свободный (дата обращения 25.12.2022). – Загл. с экрана.

14 Учебное пособие Педагогический словарь по темам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/uchebnoe-posobie-pedagogicheskii-slovar-po-temam-.html, свободный (дата обращения 15.12.2022). – Загл. с экрана.

15 Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1599, свободный (дата обращения 20.12.2022). – Загл.с экрана