Публикации
2023-09-26 13:31 2021 (№ 17-31)

Смирнова С.С. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Библиографическое описание:
Смирнова С.С. Родительское собрание «Самооценка младшего школьника. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста» // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

Цели: которые я поставила перед собой:

1.Расширить знания родительского коллектива о самооценке;

2.Предлжить рекомендации по повышению самооценке;

3.Узнать какие они родители, путём анкетирования.

Ход родительского собрания.

Вступительное слово.

Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами.

Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно бесполезными. Поэтому перед образованием и родителями встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

В условиях реализации ФГОС очень важным фактором является умение оценить себя, свои возможности, проанализировать свою работу. Для формирования творческой, всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Повышение самооценки у детей младшего школьного возраста».

Что же такое самооценка? Кажется, слово понятное.

Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а так же внешнему облику. Самооценка бывает: адекватная и неадекватная (завышеная или заниженая). Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы оценить себя, надо себя знать. А всегда ли мы, даже взрослые, можем похвастаться тем, что знаем свои особенности, возможности, способности? Совпадает ли это, что мы думаем о себе, с тем, что думают о нас другие? И если не совпадает, то кто более прав? Ведь, с одной стороны, кому лучше знать меня, как не мне самому, но, с другой стороны, не даром говорят, «что со стороны виднее»

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка. Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Если родители пытаются поставить ребёнка в зависимое положение, то они заведомо снижают его самооценку. В такой семье требуют от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

У младших школьников самооценка формируется под влиянием учителя. Педагогу необходимо, учитывая уже имеющийся уровень самооценки, тактично её корректировать, если это необходимо. У детей с завышенной самооценкой – проводить коррекцию в сторону более критического оценивания учеником своей учебной деятельности, а у детей с заниженной – формировать большую уверенность в себе и своих возможностях.

Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Дайте ребёнку следующую инструкцию. На верхней ступени лестницы находятся самые лучшие дети на свете. Они красивы, талантливы, умны, уверены в себе, у них все получается быстро, и легко, их хвалят учителя, любят родителя, у них много друзей, ими восхищаются, на них равняются. А на самой нижней ступени находятся неудачники, те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Все остальные дети находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лестнице в данный момент, и нарисуй себя на этой ступеньке.

Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек - это тревожный симптом, значит, настало время спросить себя: «когда и за что я последний раз хвалила своего ребёнка?» А так же похвалить ребенка его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.

Очень важно в этом случае не спешить начинать уверять ребёнка, что он самый-самый лучший. Ребёнок вряд ли поверит, так как он укрепился в собственной никчемности, раз расположил себя на нижних ступенях лестницы.

Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. Попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Например, все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.

Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, тогда он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он вам или нет.

Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребенка делать выводы из ошибок.

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоёвываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.

К чему ведёт низкая самооценка?

- Чувство неполноценности является одной из причин снижения эффективности учебы.

- По выводам современных пси хологов человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе.

- Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать и осуж дать его.

Если по результатам теста ваш ребенок очутился на одной из 3 верх них ступеней,Очень важно не торопитесь с выводами. Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу. Например, что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступеньки? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?

Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребенок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.

На основе неадекватно завышенной самооценки у ребенка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.

Дети с завышенной самооценкой часто игнорируют неуда чи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, от ношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекват ным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы - как заниженная.Ребенок с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний.

Для детей с высокой самооценкой характерно стремление занять лидерское положение в группе, причём любыми путями, и делают они это не всегда приемлемыми способами. Их сверстники, внешне признавая авторитет такого лидерства, не любят лидера и при случае пытаются избежать контактов с ним.

Если вам кажется, что достижения вашего ребёнка объективны, если ребёнок с уважением относится к окружающим, не смотрит на своих сверстников свысока, то нет причин для волнения. Но если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, ставит себя выше своих одноклассников, то следует предоставить ребёнку возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где исключительность ребёнка необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых ребёнок будет винить только себя – это лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меняется в соответствие со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.

Рекомендации для родителей по повышению самооценки ребёнка.

Уважаемые родители, обратите внимание, что ключевым словом в рекомендациях по повышению самооценки ребёнка является слово «помогите».

- Попросите ребёнка написать все его достоинства и недостатки во внешнем облике, в характере, написать свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему вспомнить нужное. Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков. Итак, с первой задачей мы уже справились: ребенок понял, что не так уж плох, как ему кажется.

- Вторая задача - помочь ребёнку справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему найти реальные способы и посодействуйте в достижении конечного результата.

- Постарайтесь изучить все лучшее, что есть в вашем ребёнке. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, кото рое поможет проявить свои способности.

Вывод.

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубоких психологических и воспитательных знаний мы не добьемся желаемого результата.

Ваш ребенок взрослеет, вместе с физическим взрослением наступает его умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал. От того насколько семья воспринимает ребенка как мыслящую личность, зависит степень социального взросления.

Беседуйте с ребенком, говорите с ним о ближайших планах. Рассказывайте ему о своих победах и неудачах.

Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.

Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте желание доказать себе и другим возможность достичь большего.

Будьте сами примером ребенку.

Помогите вашему ребенку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них. Подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребенка, и результат не замедлит сказаться. Дорогие родители, Вы со мной согласитесь, что каким бы ни был ребёнок, он для нас самый лучший.

Будьте сами примером ребенку!

Спасибо за внимание!

Используемая литература.

1. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Наука. – 1975. – С. 12-89.

2. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. – 1977. – С.40-89.

3. Младший школьник. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – М.: Наука. – 1986. – С. 34–41.

4. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – М.: МГОПУ. – 1995. – С. 5–55.

5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 384 с.

6. Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника. Л. Я. Липкина – М., "Айрис–пресс", 1998.

7. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал Вопросы психологии, №4 2001.