Публикации
2023-09-05 15:58 2020 (№ 3-16)

Газукина Е.Ю., Ефимова Т.В., Бакшеева Н.В. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ЗАДАЧЕЙ И ЕЁ СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ

Газукина Екатерина Юрьевна, Ефимова Татьяна Васильевна, Бакшеева Наталья Владимировна
учителя начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Библиографическое описание: Газукина Е.Ю., Ефимова Т.В., Бакшеева Н.В. Первое знакомство с задачей и её составными частями // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Первое знакомство с задачей строится на простейших задачах (на нахождение суммы и остатка) с использованием неполной предметной наглядности, с тем, чтобы ответ на вопросы задачи не был очевиден для детей. У обучающихся возникает потребность в выборе нужного арифметического действия.

Особенно труден для учащихся первый этап — анализ текста задачи. Поэтому необ ходимо с самого начала обучения решению задач формировать у младших школьников общее умение анализировать задачи. А для этого учитель сначала читает задачу, знакомит детей с её 4 частями: условие, вопрос, решение, ответ. Например, дети послушайте маленький рассказ: «У Кати 5 кукол, а у Лены 3 куклы. Сколько кукол у девочек?» Это необычный рассказ, в нём есть вопрос. Такой рассказ называется задачей. В задаче всегда есть условие (то, что нам известно) и есть всегда вопрос (то, что нам неизвестно). Без вопроса нет задачи. Давайте в нашей задаче выделим условие (У Кати 5 кукол, у Лены 3 куклы). Что нам нужно узнать, чего мы не знаем? (Сколько кукол у девочек?) -Это вопрос задачи. Теперь мы будем решать задачу. Сколько кукол у Кати? (5), сколько кукол у Лены? (3).Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько кукол у девочек? Для этого нужно куклы Кати и Лены объединить. В математике существует действие сложение, которое помогает ответить на вопрос задачи. И так, 5+3=8-это решение задачи (3 составная часть задачи). А теперь нам осталось лишь записать ответ задачи: 8 кукол у девочек. При решении задач используют краткую запись задачи. Она помогает быстро и правильно решить задачу.

Например, чтобы записать краткую запись нашей задачи, необходимо её внимательно прочитать сначала всю до конца. Затем прочитать по предложениям (частям), найти опорные слова (главные слова). Отдельно прочитать вопрос и подумать, сможем ли мы на него ответить сразу. Объяснить почему, в данной задаче можно сразу ответить на вопрос.

В нашей задаче говорится про двух девочек, одну звали Катя, другую Лена. Значит, возьмём опорные слова для краткой записи:

К.

Л.

Сколько кукол было у Кати? (5). Запишем: К.-5к. Сколько кукол было у Лены? (3).Запишем: Л.-3к. Это условие. Что нужно узнать в задаче? (Сколько кукол у девочек?). Это вопрос задачи, покажем это в краткой записи при помощи фигурной скобки.

К.-5 к.

Л.-3 к.

Отвечаем на вопрос задачи: 5+3=8 (к.) - это решение задачи. Запишем ответ задачи: Ответ: 8 кукол у девочек. Мы ответили на вопрос задачи.

После этого полезно ещё раз повторить задачу по ролям: один ученик говорит, что в задаче известно (условие), другой-что надо узнать (вопрос), третий ученик решает задачу, а четвёртый формулирует ответ. Аналогично решаются задачи других видов. При этом работа на уроке должна быть организована так, чтобы дети сами принимали участие, используя счётный материал, а также материал из электронного учебника.

В дальнейшем можно предлагать детям самостоятельно составлять задачи по рисункам.

В тексте задачи важны и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. При работе с математической моделью за дачи (числовым выражением или уравне нием) часть этих деталей опускается. Педа гог учит умению абстрагироваться от некоторых свойств и использовать другие.

При решении задачи в два и более действий, решающее значение имеет умение най ти и составить план решения задачи. С этой целью используют рассуждения от данных к искомым величинам (синтетический) и, наоборот, от искомых (вопроса задачи) к данным (известным) величинам (аналити ческий), возможна их комбинация (аналитико-синтетический способ рассуждений).