Публикации
2023-11-24 15:34 2023

Знаменщикова О.О. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Знаменщикова О.О. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.

В статье автором рассмотрено понятие функциональная грамотность. Предложены современные приемы, стимулирующие развитие функциональной грамотности учащихся в начальной школе. Приведены примеры заданий и задач, направленных на формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, приемы формирование математической грамотности.

Znamenshchikova Oksana Olegovna

Primary school teacher, municipal budgetary educational institution «Gymnasium №3» of the Samara city district, Samara, Russia

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

In the article the author considers the concept of functional literacy. Modern techniques that stimulate the development of functional literacy of students in primary school are proposed. Examples of tasks and tasks aimed at the formation of functional literacy in mathematics lessons in elementary school are given.

Keywords: functional literacy, junior schoolchildren, methods of formation of mathematical literacy.

Современная система образования претерпевает большие изменения и одной из важнейших задач становится развитие функциональной грамотности обучающихся как возможности полноценного и успешного функционирования личности в обществе. Поэтому сегодня проблема формирования функциональной грамотности детей в начальной школе приобретает особую актуальность как возможность повышения качества российского образования.

Именно уже в начальной школе закладывается основной фундамент функциональной грамотности младших школьников. Используемые на уроках методы, формы, приемы и средства обучения и воспитания, должны быть направлены на когнитивное и интеллектуальное развитие, которое направленно на получение и закрепление определенных знаний каждого ученика, развитие его функциональной грамотности.

Новые требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, согласно ФГОС, предъявляются и к самому процессу обучения отдельных предметов, в том числе к математике [3]. Целесообразно организовать процесс изучения предмета таким образом, чтобы он был эффективным и занимательным для школьников, раскрывал связь математики с окружающим миром, демонстрировал применение теоретических знаний на практике. Обществу нужна всесторонне развитая личность, которая способна принимать нестандартные решения, уметь анализировать, работать с информацией, делать выводы и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Анализ современной педагогической литературы показывает, что большинство специалистов выделяют в качестве базового определения функциональной грамотности, формулировки, предложенные

А.А. Леонтьевым и Н.Ф. Виноградовой.

Под функционально грамотной личностью А.А. Леонтьев понимает: «это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2].

Значительное место в развитии функционально грамотной личности в младшем школьном возрасте занимает предмет математика. Его учебная программа направлена на формирование функциональной грамотности и ключевых компетенций. Математика в начальных классах включает в себя развитие навыков счета, знакомство с фундаментальными понятиями геометрии, приобретение навыков распознавания размещения объектов на плоскости, практических навыков управления временем и навыков решения задач, связанных с реальными жизненными ситуациями. Математика является теоретической дисциплиной, где стандартный способ изложения состоит в движении от абстрактного к конкретному. Практический подход к воспитанию критического мышления у обучающихся заключается в решении нестандартных логических задач. Любая поставленная задача обеспечивает большие возможности для развития логического мышления, а нестандартные задачи служат прекрасным средством такого развития. Данные проблемные ситуации побуждают обучающихся искать инновационные решения, развивать свои мыслительные навыки и учить детей как обосновывать свои решения. Таким образом, для младших школьников математика служит основой всего образовательного процесса и играет решающую роль в развитии их логического мышления, творчества, воображения и интеллектуальных способностей, а также в их социализации. Поэтому формирование функциональной грамотности по математике следует начинать с начальной школы, так как младшие школьники обладают такими чертами характера, как самоуверенность и любознательность, способствующими таким занятиям.

В связи с этим для повышения уровня функциональной грамотности на уроках математики используются такие продуктивные приемы:

1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они способствуют рассмотрению объекта с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, развивают внимание, способствуют формированию познавательного интереса и активности учащихся. Включение на занятиях таких заданий как математические ребусы, головоломки, волшебные и магические квадраты, математические загадки, стихи, игры, помогает стимулировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

2. Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Какая могла быть текстовая задача?



Вместе у Димы и Алеши 10 рублей. Сколько у кого было рублей. Если у Димы больше, чем у Алеши.



После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение – сколько всего, вычитание – на сколько больше)

3. Работа с задачами.

- Работа над решённой задачей. Большинство учащихся только после повторного анализа начинают представлять план решения задачи.

- Решение задач различными способами.

Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

- Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению.

- Решение задач с недостающими и избыточными данными.

- Изменение вопроса задачи. Использование приема сравнения задач.

- Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.

- Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.

- Решение обратных задач.

- Решение нестандартных задач.

Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)

Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

Но о размерах портфелей сообщается, опосредовано – через возможность одному из них поместиться в другом.

В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?

Решение учебно-познавательных и учебно-практических заданий.



Сравни суммы и числа. Поставь знаки сравнения.

6+2*9 3+6*9 4+5*8 2+5*7 4+3*6 7+2*9

Каждое неравенство измени так, чтобы получилось равенство.

Дети выполнили задание с неравенством 6+2<9 так:

а) 6+2=8 в) 7+2=9 б) 6+3=9 г) 6+2=9-1

Кто из них прав? Как рассуждал каждый?

Каждое неравенство измени разными способами для получения равенства.

4. Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.

Особое внимание должно уделяться задачам, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. При этом сюжетные математические задачи являются площадкой для идентификации проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами.

Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

Функциональная грамотность – это способность ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Поэтому главной задачей в системе современного российского образования является формирование функциональной грамотности личности ребенка.

Библиографический список

1. Виноградова, Н.Ф., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова // под ред. Н.Ф. Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. – 2018. – 288 с.

2. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла [Текст]: избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А. А. Леонтьев // под редакцией Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл. 2016. – 527 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

4. Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. 2009. – № 11. – С. 125-129.

5. Дюкарева О.А. Развитие математической грамотности младших школьников // Школьная педагогика. 2021. – № 1. – С. 7-8.