Киприянова М.Н. ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
Библиографическое описание: Киприянова М.Н. ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.
Основной стороной обучения иностранному языку на раннем этапе обучения является произношение, которое служит базой для развития и автоматизации остальных видов речевой деятельности. При неправильном произношении и фонетических ошибках речь воспринимается с трудом. Не имея фонетических навыков, ученики не смогут понять ни письменную речь, ни разобраться в грамматике. Обучение этим навыкам – это база для овладения иностранным языком, его произносительной нормой и выработкой речевых умений. В связи с этим формирование фонетических навыков важно именно на начальном этапе обучения иностранному языку, поскольку именно в этот период формируется произношение. Фонетический навык – это умение произносить правильно звуки; ставить ударение там, где это необходимо; произносить все интонационно правильно и т.д. Произношение, как материальная сторона языка, является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Использование современных технологий позволит сделать процесс развития фонетических навыков у учащихся на уроках английского языка более успешным и интересным.
Для младших школьников английский язык представляет сложность из-за большого количества правил произношения, которые придется запомнить прямо с первых уроков. Это и наличие нечитаемых букв и многочисленных исключений; долгие и краткие звуки в словах; и то, что для передачи некоторых звуков используются одни и те же буквы, только в разных положениях и буквосочетаниях. Также определенные трудности вызывает постановка звуков, которые отсутствуют в русском языке.
В методической литературе, посвященной вопросам обучения фонетике, можно выделить два метода обучения иностранному языку:
1.Имитативный метод - «простое» повторение различных звуков вслед за учителем или диктором.
2.Аналитико-имитативный метод - осмысленное повторение звуков с опорой на фоновые знания в области фонетики (положение губ, знание звуков родного языка, базовых правил английской фонетики).
Имитативный: данный метод состоит из одного приема имитации, которая включает 1) слушание образца и 2) его воспроизведение.
Аналитико-имитативныйвключает в себя: а) описание артикуляции и имитацию; б) объяснение (только в отношении тех звуков, которые значительно отличаются от звуков русского языка; в) анализ.
Для осознанной работы над звуком учитель должен давать материал, ценный в содержательном плане: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки, считалки. На уроке английского языка учителю также необходимо проводить фонетическую зарядку, под которой понимается специальное тренировочное упражнение в произношении, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока. По мнению отечественных и зарубежных методистов, работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности. Поэтому можно сделать вывод, что фонетическая зарядка как упражнение в произношении побуждает учителя быть бдительным не только при становлении произносительных, но также лексических и грамматических навыков. Поэтому, место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею. Фонетическая зарядка способствует нейтрализации влияния звуковой среды родного языка; способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока. На этом этапе урока учителю можно задействовать игрушку на руку или любую другую «английскую» игрушку, а также воспользоваться интерактивной доской для яркости представляемых детьми образов. Также фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи, например: развитие речевого аппарата; снятие напряжения; учет индивидуальных особенностей учащихся. Например, в приведенной ниже фонетической зарядке отрабатывается межзубный звонкий звук и грамматическая структура «this is а…».
This is a bear, this is a hare,
This is a dog and this is a frog.
This is a car, this is a star,
This is a ball and this is a doll.
Так, в начальной школе часто используют приемы имитации, сказки и образы, реже используют приемы ассоциаций. Далее следует закрепление, автоматизация и выход в речь. Работа над фонетикой ведется на основе типовых фраз в следующей последовательности:
1.Восприятие предъявления звука в словах или фразах на слух.
2.Показ и объяснение учителем способа производства звука (пояснение его артикуляции).
3.Воспроизведение (проговаривание) учащимися звука за диктором или учителем в сочетании с другим звуком, затем в слове, словосочетании, фразе (многократное воспроизведение звука учащимися).
4.Знакомство с транскрипционным значком звука.
5.Чтение звука - слова с данным звуком, словосочетаний с данным звуком, произнесение слова и фразы в целом (за диктором/учителем/ хором/ индивидуально).
6.Контроль произнесения звука.
При введении звуков, интонаций учителю можно задействовать жесты. Повышающий или понижающий тон, основное и второстепенное ударение легко показать руками. Овладение языковым материалом для его использования в речевой деятельности обеспечивается системой упражнений.
Методики обучения иностранному языку различают два основных типа упражнений:
Языковые упражнения направлены на тренировку и автоматизацию языкового материала, то есть на выработку первичного умения и навыка. Речевые упражнения направлены на использование усвоенного материала для выражения и понимания мыслей в связи с разнообразными ситуациями, стимулами, побуждающими использовать речь как средство общения. Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков - длительный и сложный процесс. Для этих целей можно использовать следующие типы фонетических предречевых, или подготовительных упражнений.
Упражнения на подстановку.
Чаще всего данный тип упражнений представлен следующими заданиями: вставьте пропущенный звук в слово и переведите его; какого звука не хватает в следующих словах; вставьте пропущенные слова в рифмовку; найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных.
Упражнения на имитацию.
Инструкция может звучать следующим образом: послушай и повтори за диктором слова, фразы, короткие тексты. Данная работа может проводиться в парах, хором, индивидуально. На имитацию часто предлагаются скороговорки, стихи, короткие диалоги, песенки, в которых часто повторяются изучаемые звуки. Очень полезным упражнением является задание на чтение русских фраз с английским акцентом.
Аудиоупражнения.
Учащиеся слушают предложения (или новые слова), произнесенные диктором, а затем читают вслух их без звуковой записи, стараясь воспроизвести произношение, ритм и тон английского языка. Кроме этого, можно записать речь учащихся, а затем сравнить их голос с носителем языка на аудио файле. Такого плана работа с аудио материалом всегда вызывает интерес и мотивирует учеников.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков в изучении английского языка на раннем этапе занимает ключевое место. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Список литературы
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2004г. 192с.
2. Филатов В.М. Методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. - Ростов-Н-Д.: Феникс, 2004.-416 с.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с
4. Щерба Л.В. Преподавание языков в начальной школе. -М.: Академия, 2002.-149 c (многократное воспроизведение звука учащимися).
5.Знакомство с транскрипционным значком звука.
6.Чтение звука - слова с данным звуком, словосочетаний с данным звуком, произнесение слова и фразы в целом (за диктором/учителем/ хором/ индивидуально).
7.Контроль произнесения звука. При введении звуков, интонаций учителю можно задействовать жесты. Повышающий или понижающий тон, основное и второстепенное ударение легко показать руками. Овладение языковым материалом для его использования в речевой деятельности обеспечивается системой упражнений.
Методики обучения иностранному языку различают 2 основных типа упражнений:
Языковые упражнения направлены на тренировку и автоматизацию языкового материала, то есть на выработку первичного умения и навыка.
Речевые упражнения направлены на использование усвоенного материала для выражения и понимания мыслей в связи с разнообразными ситуациями, стимулами, побуждающими использовать речь как средство общения.
Формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков - длительный и сложный процесс. Для этих целей можно использовать следующие типы фонетических предречевых, или подготовительных упражнений.
Упражнения на подстановку.
Чаще всего данный тип упражнений представлен следующими заданиями:
вставьте пропущенный звук в слово и переведите его; какого звука не хватает в следующих словах; вставьте пропущенные слова в рифмовку; найдите рифмующиеся пары слов из списка предложенных.
Упражнения на имитацию.
Инструкция может звучать следующим образом: послушай и повтори за диктором слова, фразы, короткие тексты. Данная работа может проводиться в парах, хором, индивидуально. На имитацию часто предлагаются скороговорки, стихи, короткие диалоги, песенки, в которых часто повторяются изучаемые звуки. Очень полезным упражнением является задание на чтение русских фраз с английским акцентом.