Конференции
2023-07-03 16:29 Январь 2023

РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Климова Анастасия Владимировна
преподаватель
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования "Детская школа искусств" гп Приобье, ХМАО-Югра, Тюменская область, Октябрьский район

Духовность – это высший уровень гармонического развития личности. Духовное развитие подразумевает развитие чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придавать высший смысл делам и мыслям человека. Духовная культура человека формируется в процессе воспитания, обучения, социализации и деятельности. Одним из эффективных средств формирования духовной культуры является искусство. Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей и выражения эстетического отношения к миру. Искусство бывает разной направленности, это и музыка, и литература, и изобразительное искусство, и хореография и многое другое.

Важная роль в развитии духовной культуры подрастающего поколения отводится учреждениям дополнительного образования, в которых ведется приобщение детей к эстетическим ценностям, развитие творческих способностей или же, ориентир на дальнейшее профессиональное обучение.

Основные направления развития обучающихся в ДШИ направлены на:

1. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2. Воспитание нравственных чувств;

3. Воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплинированности;

4. Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Для формирования духовного мира ребенка крайне важна эмоциональная сторона, так как через чувства и эмоции ребенок лучше усваивает информацию. Искусство как раз и является доступным, эмоционально-насыщенным средством развития нравственных ценностей ребенка.

В настоящее время культурное развитие страны выдвигает новые задачи в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Исключительно важна роль музыкального образования в нравственно-этическом и эстетическом воспитании юношества, поэтому необходимо повышать значимость уроков музыки, улучшения и углубления их содержания в учреждениях культуры и образования.

Музыкально-эстетическое образование благоприятно сказывается как на общем, так и на духовном развитии детей. Прослеживается факт, что дети, обучающиеся музыке, имеют высокую успеваемость в общеобразовательной школе. Это связано с тем, что, благодаря занятиям музыкой, увеличивается пластичность мозга, т. е. увеличивается мозговая продуктивность. Музыкальные занятия развивают пространственное мышление, что необходимо в математике. Также развивается абстрактное и языковое мышление.
Близость музыкальных и речевых центров мозга облегчает изучение языков, для тех, кто занимался музыкой с детства.

Музыка – древний вид искусства, она родилась даже раньше речи. Музыка – инструмент интеллектуального развития личности, которая способствует социализации личности и ее адаптации. Учащиеся, занимающиеся музыкой более дисциплинированные и умеют грамотно распоряжаться и планировать свое время. Музыкально-образованные дети пользуются авторитетом среди сверстников, способны выступить на любом творческом мероприятии, концерте или, даже, создать свой вокально-инструментальный ансамбль.

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод, о том, что школа искусств, в частности музыкальное образование, заметно повышает уровень общего культурного развития учащихся и создает важные предпосылки для их нравственного воспитания. В системе дополнительного образования детские школы искусств выполняют особые функции: с одной стороны, они являются первой ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства, с другой – представляют собой вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных направлений, творческих способностей, социального и профессионального самоопределения детей и юношества.

Сегодняшняя, сложившаяся в стране, социально - экономическая ситуация показывает нам, что система ценностей развивающейся личности ребенка, деформирована. Время диктует задачи по содействию в формировании у подрастающего поколения социально приемлемых ценностных ориентаций и системы воспитания духовно-нравственной культуры.

Можно выделить несколько направлений, которые дают возможность педагогам музыкальной школы формировать духовно-нравственную личность ребенка. Первое направление, это концертно-фестивальные мероприятия, приуроченные к определенным календарным датам. Участие в подобных мероприятиях зарождает у воспитанников чувство патриотического долга, желание сохранять и приумножать традиции своей страны, родного края, семьи. Но главное, участие в такой деятельности дает эмоциональный заряд энергией, доброты, чувства сплоченности, сотворчества, а также и духовной близости с окружающими людьми.

Второе направление – конкурсная деятельность (фестивали, смотры, прослушивания, конкурсы различного уровня). Данное направление предполагает вовлечение ребенка в различные формы конкурсной деятельности, которое создает условия для совершенствования музыкального образования ребенка, повышает исполнительских уровень учащегося, развивает и укрепляет творческие контакты учащихся образовательных учреждений сферы культуры и искусства, способствует раскрытию одаренных и перспективных юных исполнителей. Развитие артистизма и умение общаться составляют основу не только многих современных профессий, но и иных сфер жизнедеятельности.

Главной задачей воспитания в ДШИ является развитие духовной культуры личности через приобщение к искусству и художественному творчеству. Известно, что дети, занимающиеся в детской школе искусств, проживают насыщенную, богатую духовную жизнь и имеют гораздо выше уровень общей культуры. И, действительно, учащиеся ДШИ очень отличаются от детей, не имеющих музыкального образования. Дети из музыкальной школы развиты по всем показателям, это совершенно другие дети – культурные, воспитанные, работоспособные, ответственные, эмоционально-отзывчивые, трудолюбивы и т.д.

В заключении приведу слова известного искусствоведа, музыканта, писателя, поэта, одного из самых эрудированных людей нашего времени- Михаила Казиника. «Музыкальное воспитание - не есть воспитание музыканта. Это воспитание человека, человека музыки, человека гармонии. Музыка - это питание человеческого мозга. В музыке заключены формулы мышления, бытия, существования, гармонии. Все музыкальные формы учат восприятию не только музыки, но слова, поэзии, изобразительного искусства, пробуждают творческий дар». Конечно, обретение всех вышеизложенных морально-духовных ценностей происходит под чутким руководством педагога-наставника. В этом и заключается миссия ДШИ в формировании духовной культуры современного поколения.

Библиография:

1. Казиник М. Тайны гениев. М., Легейн, 2010

2. Лукьянова, О.В. Актуальные проблемы музыкального образования детей.

3. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.-255 с.