Ташкинова О.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Библиографическое описание: Ташкинова О.В. Проектная деятельность ученика как способ формирования УУД в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
«Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу». Японская мудрость
Наше общество стоит перед жесткой необходимостью достижения нового качества образования. Вокруг ученика начинает формироваться такая подвижная информационная среда, которая несет в себе многообразие способов деятельности и обладает мощным потенциалом возможностей.
Что такое ФГОС? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. А если представить другую трактовку ФГОС? Например, Фактическая Готовность Обучающихся к Самостоятельности? Я считаю, что это немаловажное условие в работе современного учителя. Научить ученика начальной школы самостоятельности – это один шаг к реализации ФГОС.
В настоящее время много времени уделяется формированию универсальных учебных действий. С позиции деятельностного подхода решение учебной задачи предполагает, что содержание переходит в способ действия. Само по себе понятие «универсальные учебные действия носит метапредметный характер, т.е. отражает общедидактическую и методическую направленность. На мой взгляд, важную роль здесь играет проектная деятельность, которая возможна как на уроке, так и во внеурочное время. У учащихся появляется шанс через творческие или научные работы проявить себя, самостоятельно выполнять этапы проекта (допускается на начальном этапе, например, сбор информации, а потом добавлять и усложнять задачу.)
А учителю начальной школы в этом плане очень повезло. Различные предметы позволяют реализовать самые фантастические замыслы. Проводя литературный проект «Путешествие в страну книг», я убедилась в том, что часто на помощь в достижении поставленных целей приходит применение метапредметности.
Главная цель проекта: сформировать у учащихся читательскую позицию, высказывать собственное мнение о прочитанном произведении и полюбить чтение. Мои ученики справились блестяще!
ü Записались в школьную библиотеку и в библиотеку им. Горького.
ü Делятся о прочитанной книге.
ü Создали советы начинающим читателям.
ü Провели акцию «Подари книгу библиотеке!»
ü На уроках технологии изготовили книги.
ü На уроках литературного чтения сочиняли сказки, стихотворения и описывали истории из жизни.
ü На уроках ИЗО оформили обложки книги и иллюстрации.
ü Планируем инсценировать произведения. Когда у детей горят глаза и есть идеи-это очень радует!
Считаю, что на уроках окружающего мира можно использовать темы проектов по географии. «Разработка туристического маршрута», «Народные приметы и прогноз погоды», «Загадочные явления в океане» и т.д.
В прошлом году в результате проведенного проекта по окружающему миру «Полезен ли зеленый лук?», ученики моего класса собрали массу доказательств этого факты и даже вырастили лук.
В ходе проведения научной конференции среди учащихся начальной школы видна совместная работа «учитель+ученик+родитель». Ученики не только учатся свободно излагать свои мысли, но и называют цели и задачи, описывают ход своего исследования, и, конечно же, делают соответствующие выводы.
Одним из способов формирования УУД является проектная деятельность. Уже доказано, что этот вид деятельности в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Библиографический список:
1. Дёмочко Т.В., Межуева Ю.В.Проекты.4 класс. Работаем по новым стандартам. Русский язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. - Саратов: Лицей, 2016.-48 с.
2. Николина В.В. География. Проекты и творческие работы.5-9 классы-пособие для учителей образоват. учреждений; Рос. акад. наук-М.:Просвещение, 2012.-176 с.