Козуб Любовь Григорьевна заведующий Павлова Татьяна Ивановна воспитатель Шигонина Эльвира Валерьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 176», Чувашская Республика, г. Чебоксары
Тип проекта: Творчески-исследовательский.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, родители, дети.
Проблема: Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью – он дополняет её, выполняя свои особые функции. Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитание ребёнка, а осознании общих целей доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Цель проекта:
1. Дать возможность родителям почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса.
2. Способствовать укреплению семьи.
3. Сформировать у детей положительный образ семьи.
Задачи проекта
1. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
2. Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
3. Формировать у детей представления о семье, профессиях родителей.
4. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Родители почувствуют себя полноправными участниками образовательного процесса.
2. У детей значительно повысится уровень сформированности положительного образа семьи.
3. Дети лучше узнают свои корни, что такое семья.
4. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями.
1 этап – подготовительный (вхождение в тему проекта).
· Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме.
· Подбор художественной литературы по теме.
· Подбор музыкального репертуара для проведения итогового мероприятия ко Дню матери.
· Разработка сюжетно-ролевых игр.
Работа с родителями:
· Проведение родительского собрания.
· Подборка фотографий из семейного альбома.
· Создание предметно-развивающей среды по теме.
2 этап – основной.
Работа с детьми:
· Беседы познавательного характера по теме: «Моя семья», «Наша дружная семейка», «Папа – мой лучший друг».
· Чтение художественной литературы: Осеева «Сыновья», «Мальчик – с пальчик».
· Разучивание стихотворений: Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!».
· Разучивание пословиц, поговорок о семье, дружбе.
· Рассматривание репродукций картин З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами».
· Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Как мы помогаем родным», упражнения «Кто ты для…!», «Огорчится ли мама, если …».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Проводя беседы с детьми, я заметила, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект «Моя семья».
Наш проект носил творчески — исследовательский характер.
Нами были поставлены следующие задачи:
· Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи».
· Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
· Формировать у детей представления о семье, профессиях родителей.
· Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
В ходе реализации проекта мы обсудили с родителями на собрание вопросы, связанные с проектной деятельностью, им были предложены на выбор следующие задания:
· Альбом «Мой семейный альбом».
· Создание герба семьи.
· Оформление фотогазеты «Моя дружная семейка».
Родители откликнулись на предложенные задания, заинтересованно взялись за работу, не осталась в стороне почти ни одна семья.
С детьми были проведены занятия по формированию целостной картины мира «Цветок семейного счастья», «Я и моя семья», проводились беседы «Моя семья», «Мой дом, моя семья», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх.
На занятиях по изодеятельности дети рисовали свою семью, портреты мам, пап, бабушек и дедушек, семейный букет, подарки для мам.
На занятие по аппликации были сделаны подарки для мам
На занятиях по развитию речи с детьми заучивали стихотворения о членах семьи, пословиц и поговорок о семье и дружбе. С родителями было проведено анкетирование «Семейные традиции» и проведена консультация по теме «Рекомендации для заботливых родителей». В группе была оформлена фотогазета «Моя дружная семейка» совместно с родителями и детьми.
Итоги проекта было решено подвести на семейном празднике посвященном дню матери «А ну-ка мамы! » с приглашением членов семей, старшего поколения. На празднике представили генеалогические древа семей, альбомы веселые игры с участием мам, песни, танцевальные композиции.
Наиболее активным семьям были вручены благодарственные письма, грамоты и подарки.
Цели проекта были достигнуты, задачи решены, предполагаемые итоги реализации проекта подтвердились.
Использованная литература
1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богословец Л.Г.«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. – ООО «ТЦ Сфера», 2012.