ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Панфилова Елена Александровна учитель иностранного языка КОУ ВО "ЦЛПДО", г. Воронеж
Проблема сохранения окружающей среды встала перед человечеством не сегодня и даже не вчера. И с каждым годом экологическая проблема взаимодействия человека и природы становится всё острее и острее. Решать её необходимо, формируя экологическую культуру и нравственное сознание, начиная с самого детства. Современному школьнику жить завтра, поэтому экологическое направление в воспитательном процессе сегодня — одно из приоритетных.
Задача школы состоит в том, чтобы сформировать достаточный объем знаний по экологии, способствовать приобретению навыков компетентного анализа явлений природы. Реализации этих задач способствуют не только уроки естественно-научного цикла, но и уроки иностранного языка.
Учебный предмет «иностранный язык» располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности. Воспитательный опыт разных народов располагает бесценными экологическими традициями, не утратившими своей актуальности и в современных условиях. На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:
- формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;
- воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;
- включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;
- развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.
Для успешного природоохранительного просвещения учащихся необходимо использовать на уроках наряду с общепринятыми и нетрадиционные активные формы обучения и воспитания.
Задачам экологического воспитания школьников в общеобразовательной школе на уроках иностранного языка уделяется определенное внимание уже много лет. Однако материалы УМК не дают возможности широкого обсуждения проблем, связанных с экологией, ввиду ограниченного объема языкового и речевого материала. Экологическое образование школьников через предмет «иностранный язык» может осуществляться путем дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. В начальной школе уроки по темам «Животные», «Еда и покупки», «Города и села», «Путешествие», в среднем звене изучаем темы «В здоровом теле - здоровый дух», «Защита окружающей среды», «Национальные парки» и другие также имеют прямую связь с целями и задачами экологического образования. Важно, чтобы учитель умел модифицировать предложенные темы, самостоятельно связать, дополнить тематику уроков экологическим содержанием для формирования правильного отношения учащихся к окружающему миру. На разных этапах обучения уровень разработки экологической проблематики будет существенно отличаться: на начальной ступени это отдельные ее фрагменты, на среднем и старших она присутствует в расширенном объеме, что позволяет решать поставленные задачи на более высоком уровне.
В качестве одной из форм работы на уроках мы широко применяем компьютерные презентации, которые можно использовать в качестве отличного инструмента для развития мотивации при изучении английского языка и для более продуктивного усвоения учебного материала. Применение компьютерной техники делает урок не только ярким и увлекательным, эмоционально и информационно насыщенным, по-настоящему современным, но и позволяет выбрать самый лучший вариант обучения. Кроме того, разучивание стихов, песен, пословиц, разгадывание загадок и кроссвордов в классах помогает расширению словарного запаса по экологической тематике. Задание на соотнесение английских пословиц их русским эквивалентам развивает языковую догадку и обогащает словарный запас.
Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающую систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования. Возможности комплексного воспитания экологической культуры школьников средствами иностранного языка позволяет учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, развить навыки работы над ним и более полно реализовать его функции как средства общения.