ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ
Силищева Людмила Николаевна учитель-логопед КГБУ "Волчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"
Проблема интеллектуального развития детей приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учёбе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.
Поэтому целью данного выступления считаю: рассмотреть пути преодоления интеллектуального развития детей.
В разных педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному. Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Психолог И. А. Домашенко считает, что: «Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях».
Итак, интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно – действенным, наглядно – образным, словесно – логическим, речью и т.д.
Способности – индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
А что значит интеллектуальные способности?
Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей.
Развитие речи включает следующие направления:
- развитие связной речи
- развитие грамматического строя речи
- развитие звуковой культуры речи
- формирование словаря
- развивающая речевая среда
- подготовка к обучению грамоте
- развитие фонематического слуха
- развитие мелкой моторики руки.
Задачи развития речи:
- Формирование структурных компонентов системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
- Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи и форм речевого общения – диалога и монолога;
- Формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Методы развития речи:
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические:
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- инсценировки;
- дидактические упражнения;
- пластические этюды;
- хороводные игры
Развитие речи – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будет развита у ребенка речь, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
Занимательный развивающий материал, который способствует успешному развитию интеллектуальных способностей:
1. развивающие, логические игры
- Игры на моделирование («Танграм», «Листик», «Уголки», «Кубики и цвет» и т.д.)
- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)
- развивающие игры («Шашки», «Шахматы», «Домино» и т.д.)
- игры логико – математические (блоки, палочки, игры Воскобовича, Закка).
2.Развлечения
- Загадки
- задачи – шутки
- ребусы
- Кроссворды
- головоломки
- вопросы – шутки
3.Дидактические игры, упражнения
- с наглядным материалом
- словесные
Палочки Кюизенера
Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.
Логические блоки Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы.
Игры – головоломки. Танграм.
Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай, возраст - более 4 000 лет. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
Лего – конструирование
В процессе конструирования из Лего – материалов у детей развиваются такие познавательные интересы, как восприятие, внимание, мышление, воображение, речь;
Ø ребёнок развивается и обучается, играя;
Ø игра в Лего предоставляет детям широкие возможности для физического, эстетического и социального развития.
Таким образом, использование развивающих упражнений и игр дает большие возможности для развития речи у детей:
- повышается речевая мотивация,
- успешно развиваются коммуникативные навыки,
- обеспечивается психологический комфорт,
- дети запоминают большое количество речевого материала,
- активизируются высшие психические функции (память, мышление, внимание).