Публикации
2023-10-02 12:40 2022 (№ 32-43)

Павлова М.В. МУЛЬТИСЕНСОРНЫЙ ТРЕНАЖЕРА «ИНТОН - М» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Павлова М.В. Мультисенсорный тренажера «Интон - М» как средство формирования речевого слуха и произносительной стороны устной речи слабослышащих школьников // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.

Всестороннее развитие глухого и слабослышащего школьника и подготовка его к жизни – одна из основных задач школы для обучающихся с нарушениями слуха. Дети с нарушениями слуха овладевают устной речью только в условиях специального обучения.

В адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху особое место отведено коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи».

Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья по слуху внятной, членораздельной и понятной окружающим речи происходит c применением соответствующих технических средств.

Практика показывает, что звукоусиливающая аппаратура и слуховые аппараты помогают ребёнку слышать звуки, а это только первый этап работы.

Механизмы речи очень сложны, они включают в себя мыслительные и системные языковые процессы, моторные процессы порождения речи, понимание речевого сигнала. Для слабослышащего и глухого ребёнка необходимо компенсировать потерю слуха путём использования дополнительных сенсорных каналов.

В случае многоканального восприятия устной речи каждый анализатор, действующий в комплексе с остальными, усиливает своё воздействие. Восприятие элементов речи по разным сенсорным каналам позволяет ребенку с нарушением слуха эффективно анализировать речь преподавателя, а также контролировать собственное произношение, в результате чего включается механизм биологических обратных связей. Таким комплексным техническим средством является мультисенсорный речевой тренажер Интон – М. (рис.1)





рисунок 1

«Интон-М» предназначен для ежедневного использования при индивидуальной работе с детьми с нарушениями слуха и речи. Тренажёр может быть использован как для формирования произносительной стороны устной речи, так и для формирования речевого слуха.

Наличие у тренажёра «Интон - М» шкалы интенсивности звука и шкалы высоты основного тона, позволяет контролировать мягкость подачи звука и его фальцетное произнесение. На тренажёре ученик видит, как говорит учитель и как говорит сам, как меняется сила произнесения звука и высота основного тона (увеличивается или уменьшается количество светящихся лампочек). Он говорит, слушает, смотрит и сравнивает, анализирует, в чём разница. Ребёнку становится понятно, что значит «Скажи, тихо», «Скажи, громко» или «Скажи, низким голосом», «Скажи, нормальным голосом». С помощью шкалы интенсивности можно наглядно наблюдать естественную разномощность гласных звуков, когда при одинаковом произносительном усилии реальная интенсивность звука [А] существенно превосходит интенсивность звука [И] (гласные [О], [Э], [У] по интенсивности занимают промежуточное значение). Этим обстоятельством вызваны серьёзные трудности при восприятии глухими и слабослышащими словесного ударения, если оно падает на гласный [И] (липа, Ира, крикнул).

Соблюдение правильного словесного и логического ударения – необходимое условие разборчивости речи. Шкала основного тона, шкала громкости и тактильный вибратор служат для закрепления правильного словесного и логического ударения. Работа над сложной ритмической структурой слова и фразы ведётся постепенно: от прослушивания ритма слова и фразы до самостоятельного проговаривания и контроля произнесения по шкале интенсивности звука с использованием тактильного вибратора. При выделении педагогом отдельного слога (слова) голосом обучающийся видит подъём шкалы интенсивности произнесения звука и шкалы основного тона (до´ма, окно´; Мама мыла раму.). При изменении ударения обучающийся наблюдает его перемещение на другой слог (слово) (дома´, о´кна; Мама мыла раму.) Перемещение логического ударения во фразе меняет её содержание.

Интонация несёт смысловую нагрузку, выражает цель высказывания: вопрос, сообщение, побуждение. При вопросительной интонации происходит значительный подъём высоты голоса, при утверждении - высота голоса остается на некотором среднем уровне.

После закрепления интонационных моделей на специально подобранных упражнениях, навык переносится на произвольную речь. (рис.2)



рисунок 2

Для контроля носового призвука, а также для дифференциации глухих и звонких согласных используется датчик индикатора звучания (ИНЗ). Датчик ИНЗ прижимается к крылу носа (мягкой нижней части носа). Произносить звуки [м] и [н] следует протяжно. Чувствительность прибора задаётся с помощью регулировочной ручки, чтобы индикатор загорался только на звуки [м] - [н], но не загорался на другие звуки. Ребёнка важно обучить работе на тренажёре. Он должен понять и почувствовать, что такое «говорить в нос», в чём разница носовых и ротовых звуков. (рис.3)



рисунок 3

Индикатор слитности / раздельности произнесения слов или фраз дает ученику возможность визуально контролировать навык слитного произнесения различных сегментов, расстановку пауз, то есть в конечном итоге контролировать общий ритмический характер своей речи.

Для тренировки удлинённого плавного выдоха применяется приём наращивания слогов, слов. Составить цепочки слогов, слов лучше из звонких согласных (в__, в__з__, в__з__ж__; ва – за – жа, ба-ба-ба; ма-ма-ма, морозы, берёза. Мама мыла Рому в ванне.) При этом индикатор слитности горит без прерывания. Это позволяет ученику лучше следить за правильностью выполнения задания.



рисунок 4

Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие). Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает, прежде всего, из - за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот.

Мультисенсорный тренажёр «Интон - М» оснащён речевым корректором, который имеет три независимых канала, которые в свою очередь усиливают определённые области частот, повышая тем самым разборчивость воспринимаемой на слух речи. Второй и третий каналы речевого корректора усиливают звук в области частот гласных и сонорных, шипящих и свистящих звуков улучшают восприятие и дифференциацию. Эта функция тренажёра позволяет школьникам с ОВЗ по слуху лучше дифференцировать звуки речи. Следует отметить, что громкость при этом увеличивается минимально, ученик работает в слухосберегающем режиме. Выбор частотной коррекции производится опытным путём с целью получения максимальной разборчивости воспринимаемой на слух речи. (рис.4)

В настоящее время контингент обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья по слуху пополнился детьми с кохлеарными имплантами. Наличие заушных индукторов, располагающихся за ухом рядом со слуховыми аппаратами, работающих посредством индукционной петли, дает возможность слабослышащему ребенку со слуховым аппаратом или с КИ полноценно воспринимать собственную речь за счет фронтально расположенного рабочего микрофона. Усвоение образцов речи происходит более эффективно.

Использование в учебном процессе технических средств, мотивирующих речевую деятельность обучающихся, построенных по многоканальному принципу речевого воздействия, является очень эффективным.

Список литературы

1. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей // Молодой ученый. — 2011. — №5.

2. Кузьмичёва Е. П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. М.: Академия, 2001

3. Назарова Л. П. Н19 Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с. - (Коррекционная педагогика).

4. Никитина М.И. Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. - СПб: Питер, 1996. - 378 с.

5. http://oplib.ru/random/view/540025

6. http://npfuniton.ru/multisensornyy-rechevoy-trenazher-i