Публикации
2023-09-22 16:13 2021 (№ 17-31)

Шабанова Е.Б. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2-3 КЛАССА, ИМЕЮЩИМИ ТНР «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ «С, С*» В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

Библиографическое описание:
Шабанова Е.Б. Коррекционно-образовательная деятельность с группой учащихся 2-3 класса, имеющими ТНР «Автоматизация звуков «С, С*» в слогах, словах, предложениях, связной речи» // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.

Образовательные:

1) Формирование и расширение семантического поля; развитие валентностей слов.

2) Формирование функции словоизменения глагольного ряда (совершенный вид/ несовершенный вид) приставочным способом.

Коррекционные:

1) Предупреждение «зеркального» написания букв путем развития и уточнения правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов.

2) Развитие логического мышления при решении логических задач.

3) Воспитание правильного артикуляционного уклада на звук «С».

4) Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

5) Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

6) Развитие просодики.

7) Развитие фонематического слуха и восприятия.

8) Развитие функции словоизменения и словообразования.

9) Развитие связной речи.

10) Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательные:

1 Воспитание альтруистических чувств (уважение и забота друг о друге в семье, в классе).

Оборудование:

1) Артикуляционные профили «С».

2) Артикуляционная схема «С»

3) Образец прописной и строчной буквы С.

4) Картинки с матрешками.

5) Приставки.

6) Карточки со словами-действиями, вопросами.

7) Магнитная азбука.

8) Цветные и простые карандаши, маркеры, мяч.

9) Массажные мячики и кольца «Су-Джок, зеркала, бумажные носовые платочки, ловишки, звуковые символы (синий/ зеленый квадраты.).

Литература:

Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 110 с.

Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно. СПб.: «Дельта», 1996. – 384 с., ил.

В. И Городилова, М. З. Кудрявцева Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб.: «Дельта», 1996 – 384 с., ил.

И. С. Лопухина Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с., ил.

Е. В. Мазанова Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.–184с

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

Учитель-дефектолог:- Отгадайте, ребята, загадку:

Сима- сестренка Маруси,

Маруся- сестренка Люси,

Люся- сестренка Аси,

Ася- сестренка Васи.

Ну, а теперь догадайтесь,

Нет ли хитрости в этом,

Сколько сестренок у Васи?

Не торопитесь с ответом. (Ответ: 4)

На доску выставляются картинки с матрешками.



Учитель-дефектолог:- Давайте, определим, кого как зовут. (К доске идет ребенок по желанию).

Учитель-дефектолог:-Самая большая- Сима, самая маленькая – Ася; справа от Симы- Маруся, слева от Аси - Люся.

Вопросы сопровождаются выкладыванием магнитных чисел на доску.

Учитель-дефектолог:- Васе и Симе по 10 лет, они родились в один день. Значит они кто? (Ответ: - Двойняшки.)

Учитель-дефектолог:- Асе 6 лет. Ее на 1 год старше…? (Ответ: Люся.) Ей уже исполнилось… (Ответ: 7 лет.) Младше Васи и Симы… (Ответ: Маруся.) Ей сколько лет? (Ответ: 8 лет.) На сколько лет Вася и Сима старше Маруси? (Ответ: На 2 года.)

Учитель-дефектолог:- Назовите первое число справа. (Ответ: 10); первое число слева. (Ответ: 6) Какое из них больше? (Ответ:10)

Учитель-дефектолог:- В каком направлении возрастают числа в ряду? (Ответ: Слева направо.)

Учитель-дефектолог:-Прочитайте числовой ряд в обратном направлении, т.е.?.. (Ответ: Справа налево.)

Учитель-дефектолог:-Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Ответ: Уменьшается.)

2.Выделение звука «С» из имен матрешек. Сообщение темы занятия.

Учитель-дефектолог:-Вспомните, как зовут сестер и брата. (Ответ: Сима, Люся, Ася, Маруся.) Выставляются карточки с именами матрешек.

Учитель-дефектолог:-Какой звук присутствует в каждом имени? (Ответ: «С,С*»)

Учитель-дефектолог: - Молодцы! Правильно выделили. Именно с этими звуками мы сегодня будем работать. Слушать их, произносить. Они очень похожие, и в то же время разные. Мы научимся их различать.

3.Артикуляционная гимнастика для звука «С»

Учитель-дефектолог:-Вот беда! Асе уже 6 лет исполнилось, а звук «С» в словах она вот так произносит: Ваща, поштавь штул к штолу.

Учитель-дефектолог:-Как ее Вася и сестренки исправляют? (Ответ: ВаСя, поСтавь Стул к Столу.)

Учитель-дефектолог:- Ася страдает, старается, но у нее ничего не получается. Давайте Асю научим подготовительным упражнениям для правильного произношения звука «С».

Учитель-дефектолог:-Достаньте зеркала.

-Солнце светит высоко, а в саду совсем тепло.

-Покажите, как высовывает язык собачка, когда ей жарко.

Инструкции:

- Рот «домиком»: широко открыт, язык удерживаем у нижних резцов спящим. (под счет до 1,2,3,4,5 – домик надо закрывать);

-Язык «лопаточкой» на нижнюю губу—выдыхаем на кончик языка, удерживаем под счет: 1,2,3,4,5 вышли всей семьей гулять.

-Удержание языка на нижних зубах под счет: 1,2,3,4,5 стали девочки играть. -- Наказать непослушный язычок: пя-пя-пя – шлепать губами по спинке языка с выдохом.

-Накачать колесо насосом: зубки сближаем, губки улыбаются, кончик языка упирается в основание нижних зубов, с силой сделать выдох на кончик языка (контроль на тыльную сторону ладони –ССССССС)

- Струйка холодная, тонкая, длинная, проходит по середине языка, как по желобочку стекает водичка.

- Посвистим своих друзей: СССССССС…

4.Характеристика звуков «С-С*» по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляю табличку-опору звука «С»:



-губы в улыбке

-зубы сближены

-кончик языка у основания нижних резцов

-посередине языка идет узкая, холодная, плавная воздушная струя

-голосовые складки не работают, голос не образуется.

Вывод: Звук «С» - согласный, глухой, твердый.

Учитель-дефектолог:-Почему звук «С» согласный? (Ответ: Образуется с преградой, не поется.)

Учитель-дефектолог:-Почему звук «С» глухой? (Ответ: Голосок спит.)

Учитель-дефектолог:-Что меняется в артикуляционном укладе, когда «С» произносим мягко? Сравните «С» и «С*». (Ответ: Когда произносим «С*», язык более напряжен.)

5.Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Развитие просодики.

Учитель-дефектолог:-Повторите за мной, выделяя ударные слоги:

СА-са СА-са СА-са са-СА са-СА са-СА

Сани Сами Сало коСА оСА лиСА

са-СА-са са-СА-са са-СА-са

каСАтка поСАдка наСАдка

са-са-СА са-са-СА са-са-СА

колбаСА полоСА небеСА

Учитель-дефектолог:-Молодцы! Слушаем внимательно, запоминаем, повторяем:

СА-СА-СА СА-СА-СА – укусила в нос оса,

СО-СО-СО СО-СО-СО – стал мой нос как колесо!

СЫ-СЫ-СЫ СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,

СУ-СУ-СУ СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

6.Развитие фонематического слуха и восприятия.

Учитель-дефектолог:-Сима и Люся вам прислали задания. Прослушайте слова, поднимите руку, если в слове услышите звук «С»:

Куст, сосна, лоза, осина, шалаш, аист, коса, пшеница, воздух, весна, солнце, жатва, колос, шорох, свежесть, зелень, лес, настроение.

Даю красные квадратики тем, кто ни разу не ошибся.

Учитель-дефектолог:-Вам Люся прислала ловишки. В верхних окошечках «поселите» слова,в которых услышите мягкий по характеру «С», а в нижних – слова с твердым «С». Показываю:



Учитель-дефектолог:-В слове Сима «С» как звучит? (Ответ: Мягко.)

Учитель-дефектолог:-Что смягчило «С»? (Ответ: Гласная «И»)

Учитель-дефектолог:-Значит в каком ряду нужно открыть окошечко? (Ответ: В верхнем.)

Учитель-дефектолог:-А слово «СОМ» куда «поселим»? (Ответ В нижний ряд.)

Учитель-дефектолог:-Почему? (Ответ: Звук «С» твердый.)

Учитель-дефектолог:-Правильно! Давайте «расселим» Люсины слова:

Сила, лиса, сало, лось, весна, осень, небеса, синий, свет, солнышко, сосулька, семья, лес, осина. Проверяю, поощряю тех, у кого нет ошибок.

7.Звуковой анализ слов.

Учитель-дефектолог:-Маруся с Асей, играя в мяч, и используя звук «С» придумывали новые слова.Давайте поиграем!

Встаем в кружок, перекидываем мяч; на доску вывешиваются опорные слова.

Учитель-дефектолог:-Поставьте перед словом-«С». С+лава =слава

Лава, тон, вой, ток, лог, тук, кот.

Учитель-дефектолог:-Замените 1-й звук в Марусином слове на «С» МАЛО=САЛО:

Лайка, ранки, Клава, палки, топка, мода.

Учитель-дефектолог:-Замените звук в середине слова на «С»: БАЙКА=БАСКА.

Качка, марка, лапка, парта, сопка,килька.

Учитель-дефектолог:-Замените последний звук в Асиных словах на «С»:ПАР=ПАС.

Бак, век, пек, бил, морж, рейд, таран.



8.Пальчиковая разминка.

Учитель-дефектолог:-Давайте пальчики расслабим, разогреем, активизируем речевые центры.

Раздаю массажеры Су-Джок. Учащиеся делают себе самомассаж.



9.Буква С.

Учитель-дефектолог: -Отгадайте Васину загадку:

«Что за буква светится старым месяцем?» (Ответ: Буква «эс».)

Учитель-дефектолог:-Какой звук обозначает буква «эс»? (Ответ: Согласный, глухой, парный.)

Учитель-дефектолог:-Действительно! Когда луна идет на убыль, можно в небе увидеть образ нашей буквы.

Учитель-дефектолог:-Скажите, в какую сторону д.б. круглая спинка? (Ответ: Влево.)

Учитель-дефектолог:-А ручки и ножки? (Ответ: вправо.)

Учитель-дефектолог: -Правильно! Пальчиком в воздухе пишем полуовал справа налево. Вывешивает образец письменной буквы С.

-Пальчиком в воздухе обводим прописную и строчную буквы.

-Глазками не двигая головой «напишите» в строчку три прописные буквы.

-Носиком три прописные буквы напишите

-Губами три буквы С выведите.

-Правым и левым плечиками поочередно по три буквы С напишите.

-Правым коленом… Левым коленом…

-А теперь возьмите карандаши и вместе со мною нарисуем букву «эС» в тетрадочке, в образе месяца.

10. Реконструкция слов.

· На доске слово СТУПАЛ

Учитель-дефектолог:-«Поменяйте» глазками 2-ю и 4-ю буквы. Какое слово получится? (Ответ: СПУТАЛ.)

Учитель-дефектолог: - Объясните значение каждого слова, изобразите жестами, движениями.

· Перед каждым учеником выкладываются слова из магнитной азбуки:

СТОП, КУСТ, СКОТ, НАСТ, СИЛА, ЛАСКА. Дети читают слова, осмысливают.

Учитель-дефектолог: - Переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились новые, имеющие другое значение слова. СТОП - ПОСТ, КУСТ - СТУК, СКОТ - СТОК, НАСТ - СТАН, СИЛА - ЛИСА, ЛАСКА – СКАЛА.

Ученики читают новые слова, объясняют их значение.

11.Актуализация глагольной лексики. Словообразование приставочным способом действия.

Учитель-дефектолог раздаёт слова ученикам (тёр, мял, мёл, мыл, нёс, дул):

-Вслух не читаем, и друг другу не показываем.

Учитель-дефектолог: -Изобразите свое слово мимикой, жестами, движениями, не называя самого слова. Другие внимательно смотрят и стараются догадаться, что это за слово-действие.

Учитель-дефектолог: -Какой вопрос хочется задать к слову-действию? (Ученики: Что делает?)

Учитель-дефектолог: -Правильно! Вывешивает вопрос Что делал?

Прикрепляет угаданные слова: тёр, мял, мёл, мыл, нёс, дул.

-А если мы добавим приставку С? Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и пишется слитно. Смысл наших слов-действий изменится?

Тёр-стёр, мял-смял, мёл-смёл, мыл-смыл, нёс-снёс, дул-сдул.

Учитель-дефектолог: -Сравним: Толя ЧТО ДЕЛАЛ? – МЯЛ. А теперь: Толя СМЯЛ. Учитель-дефектолог: -Вопрос как будет звучать? (Ученики: ЧТО СДЕЛАЛ?)

Учитель-дефектолог: - Сделаем вывод: Приставка – С дает смысл завершенности действия



На доске приставки: при- под- про- у- пере- до- за- по-.

Учитель-дефектолог: -Отнесем эти приставки к одному слову-действию нёс, и получим новые слова, с другими оттенками значений действий. Проиллюстрируем на примере одного предложения.

На доске картинки:



Вася принес (сапоги отдал) сапоги в мастерскую.

Вася поднес (кому-то помог) сапоги в мастерскую.

Вася пронес (незаметно, осторожно) сапоги в мастерскую.

Вася унес (давно отдал) сапоги в мастерскую.

Вася перенес (из одного помещения в другое) сапоги в мастерскую.

Вася донес (в придачу к туфлям) сапоги в мастерскую.

Вася занес (по пути) сапоги в мастерскую.

Вася понес (сейчас идет туда конкретно) сапоги в мастерскую.

12. Итог.

Учитель-дефектолог: -Ребята, можно ли сказать о Васе и его сестрах «Своя семья – самые верные друзья»? (Ответ: Да.)

-Какой Вася брат? (Ответ: Заботливый, добрый, помогает младшим и старшим.)

-Кто вам помогает, кому вы?

-Какой сегодня звук мы старались говорить хорошо?

-Наверное, те рекомендации, которые мы дадим Асе помогут и Саше, и Сёме, когда они будут учить своих сестренок и племянников правильно произносить звук «С».

-Давайте вспомним алгоритм действий по схеме (положение органов артикуляции).

- Дайте характеристику звука «С». («С» - согласный, глухой, парный, по твердости/мягкости.)

-Молодцы!

Д/з: Постарайтесь «увидеть» как можно больше предметов, действий, явлений в названии которых есть звук «С».

-Спасибо за урок!