Публикации
2023-09-22 09:48 2021 (№ 17-31)

Токманцева Л.И. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Библиографическое описание:
Токманцева Л.И. Технологическая карта урока русского языка // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

Класс: 2.

Тема: Закрепление по теме «Местоимение».

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цели урока:

1. Образовательно-развивающие цели:

1.1 Применение учащимися опорных знаний: самостоятельная часть речи, местоимение, имя существительное, глагол, предложение, главные члены, подлежащее, сказуемое.

1.2 Овладение учащимися УУД:

а) познавательными: подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

б) регулятивными: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

самооценка результатов учебного труда.

в) коммуникативными: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи; строить монологическое высказывание.

1.3 Овладение учащимися предметных УУД: определять существенные признаки местоимения, находить местоимения среди других слов, формулировать определение понятий (местоимение, глагол, имя существительное, предложение, главные члены предложения), выделять подлежащее и сказуемое в предложениях, определять способы их выражения.

2. Воспитательные цели:

2.1 Формирование у учащихся мировоззрения на основе категорий: общее – особенное – единичное, единство – многообразие, целое – часть.

2.2 Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.



Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

10 сек.

Знакомство обучающихся с заявкой на оценку и критериями оценки

Заявка на оценку (13 учащихся)

«5» - 23 балла и больше

«4» - 18 -22 балла

«3» - 13 -17 баллов

30 сек.

Учащиеся делают заявку на оценку.

Фиксирование оценки на листе индивидуальных достижений.

2. Повторение опорных понятий.

Задание 1. Обобщите понятия до ближайшего рода.

Я, она, мы, вы, они

- Определите, какова тема сегодняшнего урока.

- Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Фронтальная работа.

- Как доказать, что слова я, она, мы, вы, они поехать являются местоимениями? Ответ сформулируйте в форме умозаключения.

- Назовите в определении местоимения родовой признак.

- Назовите видовые признаки местоимения

1 мин.

2 б.

2 мин.

1б.

2б.

1 б.

1 б.

Слова: я, она, мы, вы, они – местоимения

- Тема урока - часть речи местоимение.

- Цели урока – повторить, что такое местоимение, находить местоимения в предложении, отличать местоимения от других частей речи.

- Все слова, которые не называют предмет, а указывают на них, являются местоимениями. Слова я, она, мы, вы, они указывают на предмет. Следовательно, слова я, она, мы, вы, они являются местоимениями.

- Родовой признак местоимений – самостоятельная часть речи.

- Видовые признаки – не называют предмет, а указывает на него

Задание 2. Соотнесите конкретные имена существительные с местоимениями.

1 солнце

А Она

2 кошка

В Он

3 цветок

С Оно

4 небо

5 крыша

6 стол

1.Индивидуальный труд.

2. Фронтальная работа.

Самооценка: поставьте баллы в свой лист достижений.

Верно выполнено задание – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл, 3 и больше ошибок – 0 баллов.

- В каких словах у вас были ошибки? Почему так получилось?

5 мин.

1 -2 б. за ответ

3б.

Ответ: 1 - С, 2 – А, 3 – В, 4 – С, 5 – А, 6 – В.

(ответ на слайде – для проверки)

Задание 3. Сформулируйте вопрос-понятие по карточке №1.

- Дайте ответ на поставленный вопрос в виде суждения.

- Как доказать, что слова мы, вы, они являются местоимениями?

1 б.

1 б.

3 б.

В-п: Что называется местоимением? Что является местоимением?

Ответ: Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а указывает на них

- Все слова, которые не называют предмета, а указывают н него, являются местоимением.

Слова мы,вы,они не называют предмета, а указывают на них Следовательно, мы,вы,они являются местоимениями.

3. Закрепление знаний

Задание 4. Выписать все местоимения из предложений.

1.Я взглянул в окно и увидел кошку. 2.Она притаилась за деревом. 3.Вдруг она прыгнула и поймала птичку. 4 Мы выбежали на улицу и отняли птичку. 5. Принес я бедняжку домой. 6. Вскоре она очнулась и улетела.

1. Индивидуальный труд.

2. Простая кооперация: обсудить в группах выписанные местоимения: 1 группа обсуждает местоимения из 1и2 предл.,, 2 группа – из 2 и 3 предл.,, 3 группа – из 4 и 5 предл.

3. Сложная кооперация: представитель каждой группы комментирует, какие местоимения выписали из тех предложений, которые им достались для обсуждения; каждый сравнивает ответ групп со своей инд.работой.

Самооценка: выписали верно 6 местоимений – 3б., 4 -5 местоимений– 2 б., 2-3 местоимения – 1 балл.

- Как доказать, что слова я, она, она, мы, она являются местоимениями?

Ответ сформулируйте в виде умозаключения.



макс.- 6 б

по 1 б. за выступл.

3 б.

Выписали местоимения: я, она, она, мы, я, она

Ответ- умозаключение:

- Все слова, которые не называют предмета, а указывают н него, являются местоимением.

Слова я, мы, она, мы, я не называют предмета, а указывают на них. Следовательно, слова я, мы, она, мы, являются местоимениями.

Задание 5. Спиши предложения, вставь подходящие по смыслу местоимения. Выделите главные члены в каждом предложении, укажите, какой частью речи они выражены.

1) Зимой ____ больше всего люблю кататься на коньках.

2) _____ поможешь мне решить задачу по математике?

3) Около дома _____ посадим пышные георгины.

4) ___ спустился со стебля на листок.

5) _____ помогают садоводам бороться с вредителями.

6) Собрались _____ у своей норки.

Фронтальная беседа:

- Сначала давайте вспомним, что называется предложением?

- Что считается главными членами предложения?

- Как в предложении выделяется подлежащее?

- Как в предложении выделяется сказуемое?

1. Индивидуальный труд.

2. Простая кооперация:

1 группа проверяет 1 предложение.

2 группа – 2 предложение.

3 группа – 3 предложение. А предложений 6!

3. Сложная кооперация: от каждой группы выступает человек, записывает предложение на доске, остальные внимательно слушают, сравнивают свой вариант ответа.

Самооценка: за каждое верно записанное предложение по 2 балла (макс. 6 б.) Предложений 6, если по 2 балла за каждое, то должно быть 12 баллов.

Поставьте свои баллы в лист достижений.

1 – 2 б. за устн.ответ

6 б.

по 1 б. за устн.ответы

6 б.

Проверка со слайдом

Я, ты, мы, он, они, они

- Предложение – это единица языка, которая имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или только одного из них.

- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

- Подлежащее в предложении подчёркивается одной линией, сказуемое – двумя линиями.

мест.

гл

гл

Зимой я больше всего люблю кататься на коньках

Около дома мы посадим пышные георгины.

Он спустился со стебля на листок.

Задание 6. Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните, почему оно лишнее. Где слова? Они должны быть здесь.

1. Индивидуальный труд.

2. Простая кооперация. Работа в группах

1 группа проверяет 1 предложение. строку слов

2 группа – 2 предложение. строку слов

3 группа – 3 предложение строку слов

3. Сложная кооперация: от каждой группы выступает человек, называет слово и объясняет почему оно лишнее, остальные внимательно слушают, сравнивают свой вариант ответа

Самооценка: за каждое правильно слово – 1 балл (макс. 3 б.)

Баллы выставляются в лист достижений.



.

Платок, он, облако, обед, тарелка

Я, мы, он, ягода, вы, ты

Желтый, счастливый, желтеет, чудесный

– В первой строке лишнее слово – он, т.к. является местоимением, а остальные слова – имена существительные.

-Во 2 строке лишнее слово-ягода, т.к. является именем сущ., а остальные – местоимения.

-В 3 троке лишщнее слово – желтеет, т.кю это глагол, а остальные слова – имена прилагательные.

4. Обобщение темы урока.

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Какие части речи вы уже изучили?

- Сравните местоимение и имя существительное, используя карточку № 3.

- Найдите общее у данных частей речи.

- Назовите отличие частей речи.

- Достигли мы поставленных целей на уроке?

1 б.

1 б.

по 2 б. за ответ в виде суждения

по 1б.

- Мы сегодня говорили о местоимении.

- Мы уже изучили часть речи - имя существительное, глагол, имя прилагательное

- Сравнивая местоимение и имя существительное, можно сказать, что они являются частью речи.

- Как имя существительное, так и местоимение могут быть использованы для образования предложений.

- Кроме имени существительного, ещё и местоимение является членом предложения.

- Если местоимение не называет на предмет предмета, то имя существительное обозначает предмет.

- Да, достигли. Мы повторили, что такое глагол. Находили глаголы в предложениях, отличали глаголы от имён существительных.

Подведение итогов.

Подсчёт баллов, заработанных на уроке.

Соотнесение учениками набранного количества баллов с заявкой на оценку.

Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.

Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной.

Обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки.

5. Домашнее задание.

1 мин.

Учащиеся записывают в дневник задание.



Библиографический список

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник для общеобразовательных организаций Русский язык, 2 класс. Москва «Просвещение», 2017

2. Ковель М.И., Г.В. Глинкина Применение критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации ФГОС на основе способа диалектического обучения; Красноярск- 2017, 208 с.