Васильева Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО «ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В РАМКАХ ГЛАВЫ «КАК ДЕЛАТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ» ПО ТЕМЕ «КАК ОТКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ» (3 КЛАСС)
Библиографическое описание: Васильева Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО «ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В РАМКАХ ГЛАВЫ «КАК ДЕЛАТЬ СБЕРЕЖЕНИЯ» ПО ТЕМЕ «КАК ОТКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ» (3 КЛАСС) // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.
Цель: Создать условия для формирования представлений о копилках и сбережениях, способах их накопления и кто такие коллекционеры.
Дидактическая задача: научить обучающихся рационально копить деньги и уметь приумножать свои сбережения.
Планируемые результаты:
Личностные:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
Предметные:
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Метапредметные: уметь объяснять, что такое сбережения, в какой форме лучше делать сбережения.
- регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
- коммуникативные:
• осознанное и правильное построение речевого высказывания в письменной и устной форме;
• постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии заданиями и условиями коммуникации;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Форма обучения: групповая
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, презентация, стихотворение «Милосердие» всем ученикам, листочки и фломастеры, копилка.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
1. Организационный момент
Приветствует учащихся Мотивирует учащихся
Проверяет готовность обучающихся к уроку
Приветствуют учителя
2. Актуализация субъектного опыта учащихся
Выводит на тему и цель урока
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
Дети будут заполнять анкету по прошедшей теме «Карманные деньги»
Анкета.
Приложение 1
3. Изучение новых знаний и способов деятельности
Создает проблемную ситуацию
Анкета. Озвучивание результатов анкеты.
Анализируют. Высказывают свое мнение
Задачка из блокнота. Из учебника. Страница 70.
4. Первичная проверка понимания изученного
Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения:
Высказывают свое мнение
Просмотр какие бывают копилки?
Презентация. «Это интересно» из учебника стр.70-71
5. Закрепление изученного
На что можно потратить карманные деньги?
Высказывают свое мнение
Приложение 2. Чтение стихотворения Ольги Май «Милосердие»
6. Применение изученного
Практическая работа по распределению карманных денег. (детям предлагаем ответы с вариантами)
Работают в группе распределение денег по три наименования, группы озвучивают результаты
Презентация
7. Физкультминутка
Топай Мишка
Просмотр фрагмента и выполнение физминутки
Презентация – физминутка
8. Обобщение и систематизация
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Коллекция, коллекционеры
Детская банковская карта
Читают текст
Карманные деньги в других странах. Коллекция, коллекционеры (Сообщения подготовленных детей). Чтение учебника стр.71-73
Приложение 3
9. Контроль и самоконтроль
Осуществляет выборочный контроль. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями
Осуществляют самопроверку
10. Коррекция
Подводит обучающихся к выводу
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
11. Домашнее задание
Комментирует домашнее задание
Обсудить с родителями, на какие добрые дела мы можем потратить наши отложенные деньги.
Записывают ДЗ
Презентация
12. Подведение итогов учебного занятия
Я знаю, что есть люди с очень большими деньгами. Им кажется, что они могут купить все.
Счастье за деньги не купишь. Быть счастливым — значит иметь крепкую дружную семью, любимую работу, верных друзей и, конечно же, здоровье. За деньги не купишь любовь, рассвет, прелесть ранней весны или свежесть первого снега. За деньги не купишь улыбку ребенка и не приобретешь доброе сердце, если твое равнодушное и черствое. И нет таких магазинов, где продается бессмертие.
Делают вывод: из вышесказанного, можно без труда понять, что покупке и продаже подлежат только материальные ценности. А духовные ценности, чувства, знания и умения, никому и никогда не удастся купить. Это человек может получить и добиться только сам.
Как откладывать деньги решает каждый человек самостоятельно
13. Рефлексия
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
· 88% родителей Великобритании выдают детям карманные деньги строго по плану: с 6,5 лет - в среднем 1,5$ в неделю, 17-летнему подростку - 10$ в неделю. С 10 лет – дети начинают подрабатывать.
· В Германии законодательно решен вопрос о количестве карманных денег в неделю: до 6 лет- 50 центов, 7лет -1,5-2 евро, 10лет - 10-12 евро, 13 лет – 20 евро, 15 лет – 25-30 евро, Покупательная способность детей в среднем 7,5 млрд евро в год.
· В России, в среднем, школьник получает примерно 750 рублей в неделю.
· Самые большие карманные расходы у норвежских школьников — 4 600 рублей в неделю. Но,60% норвежских детей откладывают часть полученных денег.
· Самые маленькие расходы у индийских и египетских детей — примерно, 120-160 рублей в неделю.
· В Швеции деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей. До 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если ещё родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребёнка наберется кругленькая сумма. В Швеции дети зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов. А ещё есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.