Публикации
2023-10-02 09:48 2022 (№ 32-43)

Урумова А.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "ПЛЕСЕНЬ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД

Библиографическое описание:
Урумова А.В. Исследовательская работа по теме "Плесень: польза или вред" // Современная начальная школа. 2022. № 2 (33). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/33.pdf.

Муниципальный фестиваль исследовательских работ и творческих проектов школьников «Леонардо»

Тема:

«Плесень: польза или вред»

Направление: химическое.

Автор:

Кулаев Давид

МБОУ СОШ №1

3 – Б класс

г.Ардон

Руководитель:

учитель начальных классов

Урумова Альбина Владимировна

1.Введение.

Актуальность темы.

Однажды, плесень выросла в стакане с разведёнными дрожжами, оставленной на столе на выходные. Она появилась за 2 дня, пока нас не было дома. И стала разрастаться с неимоверной скоростью. Мы с мамой решили оставить и понаблюдать, т. к. у меня это вызвало интерес. Я наблюдал за ростом плесени 7 дней. Через неделю мы с мамой её достали из стакана на тарелку.

При этом заметили, что с её поверхности распространяется серо-зелёный «дымок» и почувствовали запах. Что это за «дымок»?

Я много раз видел плесень и раньше, но самое интересное началось после того, как я решил посмотрел на неё сквозь увеличительное стекло. Увиденное с помощью лупы, меня заинтересовало и в голове возникло очень много вопросов.

Эта история подтолкнула меня к созданию этой работы.

Цель работы: выяснить какое место плесень занимает в мире живых организмов, какими свойствами обладает, приносит вред или пользу людям.

Задачи:

изучить строение плесени;

изучить особенности развития и размножения;

выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека.

Гипотезы:

Является ли плесень живым организмом?

Плесень – относится к царству грибов. Значит, у них есть что-то общее?

Для роста плесени нужны определённые условия.

Плесень играет определённую роль в жизни человека и

сопровождает нас повсюду. Опасная или добрая она соседка?

2.Роль плесени в жизни человека.

В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии. Вскоре Флеминг определил, что грибок с таким необычным поведением относится к виду пеницилл, и начал экспериментировать. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии. Так был открыт антибиотик –пенициллин. Это открытие произвело революцию в медицине. Позволяет вылечивать многие заболевания.

Чтобы облегчить описание живого мира, учёные объединили живые существа в группы им подобным. Самые большие группы назвали царствами. Все животные входят в животное царство, растения – в царство растений. С развитием науки, в том числе биологии, в мире стали выделять ещё два царства: царство бактерий и царство грибов. Так к какому же из них относится плесень? Я попробовал это выяснить.

3.Опыты

Опыт № 1.

Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом.

Оборудование: кусочек варёной тыквы, кастрюля с крышкой.

Описание опыта: отварив кусочек тыквы, я оставил её в кастрюле с

закрытой крышкой. Каждый день наблюдал за ней, фотографировал

изменения. На третий день я заметил изменения.

На пятый день плесень заняла всю поверхность кусочка тыквы.

Вывод:плесень растет! Значит – это живой организм!

Что и требовалось доказать.

К какой группе живых организмов относится плесень.

Я предположил, что плесень относится к царству растений, значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она может расти в полной темноте, для её роста не нужен солнечныйсвет.

Вывод: к царству растений она не относится.

Я предположил, что плесень относится к царству животных, значит, она должна питаться готовыми органическими веществами,заглатывая частицы пищи, но, например, плесень питалась за счёткусочка тыквы, готовыми органическими веществами, незаглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своейповерхностью.Во-вторых, животные не ограниченны в движении, а плесеньпередвигаться не может. В-третьих, у животных ограничен рост, а, наблюдая за плесенью, я убедился, что она растёт постоянно и быстро.

Вывод:плесень не относится к животным.

Следующее царство, с которым я сравнивал – царство бактерий. Из литературы «Универсальная энциклопедия школьника» я узнал, что бактерии имеют различную форму–шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерииимеют жгутики, с помощью которых они передвигаются. Многие способны организовывать колонии: цепочки, нити, грозди, но онивсе окружены общей слизистой оболочкой, образуя огромные скопления в виде пленок. А наша плесень может быть похожа на пушок, состоящий из маленьких ниток.

Вывод: плесень к бактериям не относится.

Опыт № 2.

Цель опыта: узнать строение плесени.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, препаровальная игла, вода, пипетка, кусочек плесени.

В моей исследовательской работе мне помогала моя учительница Альбина Владимировна, которая научила меня делать микропрепарат. Я узнал, что можно сделать временный и постоянный микропрепарат.

Описание: Я изготовил микропрепарат: для этого, я взял предметное стекло, с помощью пипетки капнул 1-2 капли воды на предметное стекло и с помощью препаровальной иглы взял малое количество плесени и поместил на каплю воды на предметном стекле. Затем я взял покровное стекло и накрыл сверху. Главное чтобы под покровным стеклом было достаточно воды. если есть избыток, то мы можем её удалить с помощью фильтровальной бумаги. А если мало, то добавить с помощью пипетки. Затем я включил в сеть и настроил микроскоп. Поместил мой временный микропрепарат под микроскоп и стал наблюдать.

Я увидел, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображениепохоже по своему строению на гриб мукор, схематически изображённый на рисунке.

А теперь, с помощью эксперимента я решил выяснить: нужны ли для роста плесени определенные условия.

4.Эксперимент.

Цель: определить условия образования и роста плесени.

Оборудование: 3 кусочка хлеба, стеклянная банка с крышкой,целлофановый пакет, тарелка, вода, фотоаппарат.

Описание: я взял 3 кусочка белого хлеба.

первый - намочил чуть-чуть водой и положил в банку с закрытой крышкой, в теплое место (+28 градусов).

Второй – поместила в пакет и тоже разместилна полке,

Третий – положил на тарелку, поставил на полку на кухне (температура воздуха +24).

Каждый день я осматривал хлебные кусочки, и первые изменения заметил на 5 день у пробы 1. На хлебе появилось пятно плесени.

Другой участник эксперимента тоже изменился №2,

№3 слегка подсох.

На седьмой день исследования изменения появились на образец под номером 2

(в целлофановом пакете). Образец под номером 3 окончательно высох без изменений. На кусочке в банке плесеньчувствовала себя хорошо и разрасталась.

На восьмой и девятый день эксперимента плесень на хлебе встеклянной банке и целлофановом пакете продолжала расти,появлялись всё новые и новые участки.

Чем опасна плесень?

Плесневые грибы выделяют вредные вещества -микотоксины.

Они могут вызывать острые отравления, снижение работоспособности, понижение иммунитета.

Плесневые грибы вызывают болезни:

диатез у детей,

аллергию,

бронхиальную астму,

мигрень, насморк,

бронхит,

сердечно-сосудистые нарушения,

онкологические заболевания.

Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета.

5.Вывод: из данного эксперимента я понял, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение. Теперь мне более понятна цель уборки квартиры и почему мама за этим так тщательно следит и призывает нас к этому.

6.Заключение.

Благодаря своей работе я сделал выводы:

1. Нужно регулярно делать влажную уборку.

2. Проветривать комнату.

3. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью продукты.

И узнал:

1. Плесень является живым организмом.

2. Плесень относится к царству грибов.

Изучил строение плесени и выяснил, какие условия нужны для её роста.

И в заключении я хочу сказать:

Не надо бояться плесени, она приносит человеку много пользы, но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие.

Плесень многолика! Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо – формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб! Вот так! Она является одновременно опасной и доброй нашей соседкой! Вот я и подтвердил свою гипотезу.

Список использованной литературы.

· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005г.)

· Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина («Астрель» Москва 2006г.)

· Грибковые инфекции. Руководство для врачей. Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В. (ООО "Биномпресс").

· Интернет сайты.

· http://beaplanet.ru/griby/plesnevye_griby.html

· http://medivin.ru/default_941.html