Дудник О.С. РОДИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ. 10 ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫХ БОЯТСЯ ВСЕ УЧИТЕЛЯ
Библиографическое описание: Дудник О.С. РОДИТЕЛЬ-ПЕДАГОГ. 10 ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫХ БОЯТСЯ ВСЕ УЧИТЕЛЯ // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-2.pdf.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу начать свое выступление со слов В.А Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания и обучения.
· сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
· обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание - это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу.
Решение этой важной задачи осуществляется через благотворное сотрудничество педагогов, детей и родителей.
Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Работая в школе я встречала разных родителей. Без одних нельзя прожить и дня, так как они постоянно помогают и оперативно решают разные вопросы. А другие, наоборот, создают проблемы и усложняют жизнь даже школьной уборщице. Существует 10 типов родителей, давайте разберемся.
1. Родитель «я делаю домашнее задание за своего ребенка»
Вы можете не встречаться с ним лицом к лицу, но вы всегда узнаете его по почерку в тетрадке ребенка. Такие взрослые не стыдятся, что делают за своего уже довольно взрослого ребенка домашнюю работу и даже не пытаются подделать детский почерк.
Им бесполезно объяснять, что таким образом они оказывают ему медвежью услугу, не дают разобраться в теме, сделать ошибку, а также оттягивают взросление. В нашей группе был родитель чей ребенок приходил в школу с выполненным домашним заданием, которое делал за него брат.
2. Родитель «это мой единственный ребенок»
У таких родителей всегда самые добрые намерения в отношении школы и учителей. Они с порога начинают рассказывать о своем ребенке, как будто других детей на планете Земля попросту не существует. Они расскажут, как сильно их дети переживают из-за оценок, хотя на самом деле главный источник тревоги в этой семье не кто иной, как этот родитель.
По утрам они доводят детей до самой школьной двери, не давая им пройтись в одиночестве даже по школьному двору.
А потом еще долго стоят у окна и пытаются разглядеть, что делает их ребенок в раздевалке. В этом нет ничего страшного, но излишняя назойливость может постепенно оттолкнуть детей от них, так как им хочется больше личного пространства. Из собственного наблюдения я хочу сказать, что к такому типу родителей относятся старородящие, они боятся дать ребенку самостоятельности.
3. Родитель «это мой самый младшенький из пяти»
Родителей этого типа часто можно разделить на два подтипа. Первый будет напоминать родителя «это мой единственный ребенок» и будет заботиться о своем чаде как о главной драгоценности в мире. Другие родители, особенно из многодетных семей, напоминают умудренных опытом старейшин, которые спешат раздавать мудрые советы налево и направо. Честно говоря, педагоги не очень жалуют таких родителей. С одной стороны, их жизненный опыт действительно может пригодиться в практике, с другой – тот категоричный и экспертный тон, с которым они наставляют других родителей и учителей, отбивает всякое желание контактировать с ними. Из своего небольшого опыта я пока не сталкивалась с такими родителями, хотя многодетные у нас есть, но они не относятся к ним.
4. «Спортивный» родитель
На самом деле этот тип родителей очень даже хорош. Но только до того момента, пока дело не доходит до спорта. С ними очень приятно разговаривать на тему командных игр и правильного питания.
Однако с ними все же нужно быть предельно осторожными. Некоторые буквально страдают спортивным фанатизмом и могут быть слегка агрессивны. В средней школе может быть такие и встречаются, у нас таких нет.
5. Родитель «я знаю больше вас»
С родителями этого типа общаться довольно сложно. Зачастую они действительно очень образованные люди. Однако есть одно «но»: эти родители будут спорить о вопросах в тесте, подтверждать свои доводы большим жизненным опытом и указывать на неточности при работе с их ребенком, которые педагоги допускают. В своей группе я не сталкивалась с такими родителями, но беседуя с педагогами можно отметить, что такие родители есть в старших классах.
6. Родитель «мой ребенок никогда ни в чем не виноват»
Неважно, как усердно работает учитель, эти родители всегда будут появляться с претензиями. Если их ребенок получил плохую оценку, это вина учителя, он плохо объяснил материал.
Если он попал в какую-то передрягу, здесь тоже виноват учитель.
И даже если ребенок споткнулся и упал в школьном коридоре, родители скажут, что это учитель не уследил. Такие родители есть в нашей школе, которые постоянно пытаются обвинить педагогов во всех недочетах и проступках.
7. Родитель «это мой ребенок во всем виноват»
С родителями этого типа порой общаться еще сложнее. Они могут сделать любое родительское собрание не очень приятным. Когда учитель указывает на оплошности ребенка, такие родители всячески с ним соглашаются.
И из-за этого учителя иногда приходят в замешательство и чувствуют себя неловко. Таких родителей очень мало, каждый старается защитить, выгородить и оправдать своего ребенка, хотя тут же могут дать затрещину.
8. Родитель «я был учителем»
Как только классный руководитель слышит эти слова, от него начинает исходить невидимый пар, а глаза начинают видеть все в красном цвете. За фразой «я был учителем» обычно следует критика методов обучения, подачи материала или построения урока. Таких родителей так и хочется спросить:
«Почему вы бросили работу учителя? Не справились?». В нашей школе таких родителей я не встречала.
9. «Исчезающий» родитель
Это родитель, который приходит в первый день школы и больше не появляется. Таких родителей можно любить, можно ненавидеть, можно даже забыть, что они вообще существуют. А еще уровень симпатии к ним зависит от того, какие типы родителей преобладают в классе.
Если, например, у нас много тех, кто «раньше был учителем» и «чьи дети никогда не виноваты», то «исчезающие» родители нам определенно нравятся! Думаю, что вы со мной согласитесь тип таких родителей у нас преобладает, с ними порой даже очень тяжело связаться. Я думаю, каждый из вас определит, кто из родителей относится к этому типу, он у нас доминирующий.
10. «Сумасшедший» родитель
Репутация такого родителя известна всей школе или селу. С ними не только непросто общаться, с ними иногда невозможно находиться даже в одном помещении. Они могут маскироваться под родителей «я делаю домашнее задание за своего ребенка» или «мой ребенок никогда ни в чем не виноват». Они даже могут сочетать в себе качества всех вышеперечисленных типов.
Такие родители могут ни с того ни с сего заявиться в школу, поймать учителя на спортивном мероприятии и спросить об успеваемости своего ребенка.
Это те люди, которые «просятся» в друзья к учителям в социальных сетях. И не потому, что они хотят быть их друзьями, а потому, что хотят мониторить любые наши действия. Я думаю, что вы сразу представили, что такие родители у нас есть.
В заключение хочу сказать, что мы стремимся наладить контакт с любым типом родителей, хотя не всегда это бывает легко. Поэтому я вам желаю найти подход к каждому ученику и их родителям. Спасибо за внимание!
Библиографический список
1. Козлова С. А. Школьная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
2. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности школьника. - В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.- М., 2003, с. 4-8.
3. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 c.
4. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Н Щуркова.– СПб.: Питер, 2005. – 366 с.