Конференции
2023-07-06 16:32 Апрель 2023

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Полежайкина Лариса Алексеевна
воспитатель
МДОУ "Детский сад № 79"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Проблемы экологии приобретают в настоящее время все более глобальный и общечеловеческий характер. В современных условиях наибольшую опасность представляют нарушение экологического равновесия в местном, региональном и всемирном масштабах. Очень часто мы слышим о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениями объектам, которые окружают ребенка и с которым он знакомится в дошкольном детстве. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе. Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире.

На мой взгляд, интерес к окружающему миру я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д.р.) – залог успешности и результативности моей работы.

Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды:

-уголка в группе (экспериментальные, природные);

-растительного мира на участке;

-клумбы на территории детского сада;

-учебно-наглядных пособий- альбома «Времена года», разрезных пазлов «Овощи-фрукты», наборов тематических карточек, иллюстрированных таблиц с домашними и дикими животными.

Еще я составила картотеки:

-картотеки сюжетно-ролевых игр;

-картотеки подвижных игр.

-подборка звуков живой природы (птиц, животных)

- подборка звуков неживой природы (капель, ветер, гроза и т.д.)

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:

-наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

-словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.);

-практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.);

-собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);

-игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);

-проектно-исследовательские.

Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.

При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Моя работа была организована по четырем направлениям:

1) работа с педагогами,

2) работа с детьми,

3) работа с родителями.

С педагогами были организованы консультации на темы: «Роль экологического воспитания в социально - нравственном воспитании дошкольников», «Наглядные методы в системе экологического воспитания дошкольников», на педагогических советах были прочитаны доклады: «Отношение детей к окружающему миру», «Как воспитать у детей любовь к природе», проводились мастер-классы и круглые столы,
тематические выставки - «Я и природа», «Дары леса»; смотры-конкурсы: «Огород на окне» и др.

С детьми были организованы: занятия по экологическому образованию, циклы занятий («Что такое природа», «Мой родной край», «Живая и неживая природа», «Царица-водица», «С днем рождения Земля»).

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, кошкой, собакой, дети учились заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнали много нового, интересного из их жизни.

В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Совместно с детьми я регулярно фиксировала погоду и состояние живой природы. Помогала детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе мы одевали куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускали" ее погулять.

Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание мной уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д.

Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение) – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:

- «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?», «Моя семья», «Тепло – холодно»;

- «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?» и др.);

- «Растение – живое существо» («Где растет?», «Овощи – фрукты», «Какое дерево выше и др.).

Наряду с традиционными занятиями по экологическому воспитанию мы были активными участниками акций: «Посади дерево», «Птичья столовая»; «Поможем животным» и т.д.

Еще одной из наиболее эффективных форм работы, являются экологические праздники и развлечения: «Осень золотая», «День птиц», «День Земли» и другие.

Любить – значит, беречь. Воспитанию чувства ответственности помогали экологические уголки: «Экологическая тропа», «Цветочные клумбы».

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но внесли в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. Родители привлекались к труду в природе. Были проведены: консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции: «Лучшая клумба», «Лучшая поделка из природного материала».

В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.

Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.