Публикации
2023-11-17 11:06 2023

Анисимова Н.В. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ. ИТОГИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

Библиографическое описание:
Анисимова Н.В. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ. ИТОГИ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы:

- первоклассники являются младшими учениками в школе;

- требуется выполнять четкий распорядок и соблюдать строгую дисциплину;

- переход от игровой к учебной познавательной деятельности;

- более строгая система требований.

Вокруг первоклассника появляется много новых людей (взрослых и детей), с которыми необходимо устанавливать связи. Ребенку, пришедшему впервые в школу, надо научиться выполнять требования школьной дисциплины и новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают. Другие - очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании- плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности многие стороны учебного процесса. Им сложно находиться на уроке в одной и той же позе, не отвлекаться и следить за мыслью учителя, делать постоянно то, что от них требуют, сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Ребята не сразу усваивают новые правила поведения, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с взрослыми в школе.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Это психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. По статистике половина детей в классе адаптируется за 2-3 месяца, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его психологической готовности к школьному обучению, от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов. Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. У детей меняется режима дня, формируется правильная посадка, необходимость игры уходит на второй план.

Большое влияет на детей в это период оказывает психологический климат в семье. В данный период не допустимы физические воздействия на ребенка (если он не хочет идти в школу или делать рекомендуемые задания). Нельзя предоставлять полную самостоятельность ребенку. Сейчас он ходит в школу и учится для родителей, а не для себя. Необходима организация контроля за учёбой со стороны родителей - поощрение за успехи и достижения, моральное стимулирование.

В 2022-2023 учебном году большинство детей не были готовы к школе, в силу недостаточного уровня интеллектуального развития, плохой памяти, низкого уровня саморегуляции, развития произвольного внимания, воли и др. качеств, необходимых при обучении. Некоторые не знали букв, цифр, не умели читать, считать, не осознавали важности статуса «Я-ученик!" Трудности связаны со слабым развитием устной речи и отсутствием коммуникативных навыков.

С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в нашей школе создана программа адаптации первоклассников:

- учебные занятия проводятся только в первую смену;

- пятидневная учебная неделя;

- продолжительность уроков в первую четверть 35 минут;

- применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки (1 четверть - 3 урока, а затем по 4-5 уроков);

- дети получают горячее питание;

- школа для родителей первоклассников.

Я, как учитель, стараюсь на уроках не перегружать учеников, учитываю психологические и возрастные особенности, развиваю индивидуальные способности. Для успешного обучения на уроках использую игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Все вышеперечисленное формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность учащихся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физкультминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Использую словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников.

Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Огромную роль в благоприятной психологической адаптации ребёнка, является отношение родителей с учителем.

Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация прошла успешно. Высокий уровень адаптации наблюдался у 4 учеников. Эти ребята активны на уроке, умеют делать выводы, внимательно слушают указания учителя, могут выполнить задания самостоятельно, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач. Низкий уровень адаптации показали 3 учеников. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания. У данных учеников - низкий кругозор, недостаточная активность и любознательность.

Таким образом, основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка к обучению в школе являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, родителей, врачей, школьных психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 1 (8). —С. 34—37.

Бабунова, Е. С. Психология семьи и семейного воспитания: учеб.-метод, комплекс / Е. С. Бабунова. — Магнитогорск: МаГУ, 2013. — 68 с.

Борохович, Л. Ю. Педагогический журфикс: методическая поддержка взаимодей ствия педагогов с семьей / Л. Ю. Борохович // Управление дошкольным образователь ным учреждением. — 2016. — № 5. — С. 93—104.

Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбу зов. — СПб.: КАРО, 2009. — 296 с.

Григорьев, Д. В. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании / Д. В. Гри горьев, О. Ю. Кожурова // Классный руководитель. — 2012. — № 3. — С. 85—88.