РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ 4 КЛАССА
Фистикан Наталья Григорьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1 им. И.М. Кузнецова, с. Большая Черниговка, район Большечерниговский Самарской области
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Мир профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиях к основной образовательной программе начального общего образования.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Одним из источников нравственности являются: труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость).
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.
Цель курса: формирование значимости труда, как базовой национальной ценности воспитания обучающихся.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
- воспитывать уважение к людям труда;
- побуждать к осознанному профессиональному выбору в будущем;
- создать условия для формирования коммуникативных навыков, опыта публичных выступлений.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Планируемые результаты освоения курса
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
· имеет представление о трудовой деятельности;
· умеет выделять особенности определённой профессии.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся:
· понимает и принимает учебную задачу, сформулированную учителем;
· осуществляет контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проводить сравнение и классификацию объектов;
· формулировать свои затруднения;
· слушать собеседника.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· вести дискуссию, правильно выражать свои мысли;
· оказывать поддержку друг другу.
Предметные результаты:
· умеет по описанию определить профессию;
· называет различные предметы, характеризующие принадлежность к какой-либо профессии;
· знает пословицы о труде;
· стихи о различных профессиях;
· знает профессии своих родителей.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель ности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о профессиях, ценности любого труда в любой профессии; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к труду, к уважению людей любой профессии, труд любой профессии почетен.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 4 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Мир профессий» в 4 классе отводится 34 ч в год