Конференции
2024-02-21 10:38 Январь 2024

МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Гулий Ирина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МОБУ Струговская ООШ, с. Струговка, Октябрьский район, Приморский край

Перед современным учителем стоит важная задача - использовать системно-деятельностный подход в обучении. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет преподавателя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно поэтому на современном этапе развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы представления разнообразной информации.

Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном, изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна.

Универсальный метод интеллект-карт имеет ряд преимуществ при использовании на уроках русского языка и литературы:

- учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в группах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, карты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.



Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:

- легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;

- четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет ее разноцветного и многомерного представления;

- структурный характер карты позволяет без труда дополнять ее новой информацией (без вычеркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности.

Метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) обучающихся; ускорять процесс обучения.



Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.

Интеллект-карты эффективны при проверке теоретического материала.

Очень удобен метод при подготовке к итоговой аттестации.

Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

На уроках литературы карты могут стать помощниками на совершенно разных по типу уроках:

- изучение биографии писателя,

- изучение произведения (сюжет, герой, эпизод, подведение итогов),

- сравнительная характеристика персонажей произведений,

- подготовка к разным видам сочинений,

- теоретические сведения и др.

С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты школьники учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Таким образом, внедрение метода интеллект-карт в практику преподавания литературы и русского языка способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как ее структурировал и связал ее элементы между собой.

Правила создания интеллект-карт:

1. Используйте цветные карандаши или фломастеры.

2. Слово, определяющее основную идею, проблему, расположите в центре. Добавьте изображение.

3. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

4. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

5. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

6. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.

Существуют специальные программы для создания интеллект‑карт через компьютер:

Map Mind, MindJet Mind Manager, ConceptDraw MINDMAP,

MindMapper, xmind, но лучше составлять карты памяти именно руками – это хороший способ потренировать свое мышление и фантазию.