ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Банькова Ирина Зотовна воспитатель Горбунова Елена Сергеевна воспитатель Грошева Натэлла Николаевна музыкальный руководитель Казанцева Татьяна Сергеевна воспитатель по изодеятельности МАДОУ "Росинка", детский сад № 50 "Кубик-Рубик", город Новоуральск
На сегодняшний день актуально решение задачи по формированиючеловека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки [1]. А именно, человека с нравственно-патриотической системой взглядов.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [4, C. 1].
Дошкольный возраст особый период становления личности, имеющий потенциальные возможности для формирования патриотических чувств, так как именно в этом возрасте происходит формирование духовных начал, эмоций, мышления, процессов социальной адаптации в обществе. Ребенок уже в этом возрасте способен прочувствовать и осознать свою культурную принадлежность, именно в этом возрасте закладывается фундамент патриотического сознания.
Патриотическое воспитание - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [3].
В законодательных и нормативно-управленческих документах, определяющих деятельность дошкольных образовательных организаций, серьезное внимание уделяется вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Дети определяют будущее нашей страны, отсюда и ответственность перед взрослыми за воспитание у детей любви к малой Родине её традициям и истории. Одна из задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" является «создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения» [4, C. 2].
Но, на сегодняшний день, наблюдается проблема в осознании важности воспитания духовно - нравственных начал в человеке и невысоком уровне психолого-педагогической компетентности воспитывающих взрослых.
В нашем дошкольном учреждении встал вопрос об условиях, которые способствовали бы успешному формированию патриотических чувств у дошкольников и побуждению родителей к осознанному развитию у себя и у своих детей данных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.
Педагогами детского сада для решения данного вопроса был выбран проектный метод, так как он обеспечивает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка.
Общий замысел проекта заключался в объединении усилий педагогов детского сада, через обогащение содержания деятельности с детьми как воспитателями, так и муз. руководителем, а также усилий семьи и социальных партнеров для формирования у детей гражданских чувств, чувств любви к родному краю, уважение к людям разных национальностей, проживающих на Урале, их культуре.
Условия реализации целей и задач проекта предполагали:
- введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее [5];
- осуществление деятельностного подхода в приобщение детей к культуре родного края; т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном [2];
- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта, предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество.
Мы предполагали, что проект будет долгосрочным и будет охватывать младший и старший дошкольного возраст. В результате работы по проекту ожидались определенные результаты:
- активный интерес детей к истокам народной культуры Урала;
- повышение уровня гражданско-патриотического сознания воспитанников и родителей ДОУ;
- позитивная социализация и индивидуализация подрастающего поколения;
- развитая способность детей к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.
На начальном этапе средней группы совместно с городским краеведческим музеем тематического мероприятия «Моя малая Родина» воспитанникам детского сада были представлены особенности русского костюма жителей Уральского региона. С этой целью была создана коллекция кукол в уральских костюмах. Дети познакомились с элементами костюма: кокошник, сорока, парочка, косоворотка, девичья повязка; с особенностями внешнего вида праздничного и повседневного сарафана, а также с особенностями быта уральского народа в старину.
В работе помогло изучение и анализ литературы по данной проблеме. Был разработан план по взаимодействию с родителями в рамках проекта. Поддержка родителей, интерес детей послужили стимулом к созданию коллекции детских костюмов. Для представления созданной коллекции была выбрана современная форма - дефиле.
В ходе реализации проекта совместно с родителями воспитанников обогащалась развивающая предметно-пространственная среда. В группе был создан мини-музей «Русская изба». Инициаторами создания музея стали сами дети, которые принесли однажды деревянную колотушку и вышитый бабушкин рушник. В течение проекта мини-музей преобразовывался и наполнялся новым содержанием. В мини-музее были организованы экспозиции: «Уральские костюмы», «Быт уральского народа», «Поделки уральских умельцев», «Женское рукоделие на Урале». Совместно с детьми изготовлены макеты - «Русская изба», «Русское подворье», создан лэпбук «Русская изба», которые активно использовались в игровой деятельности.
Чуть позже содержание работы по проекту расширилось через знакомство с татарскими обрядами, играми, танцами. Проект был представлен на конкурсе социально значимых проектов грант ОАО «УЭХК» и стал победителем в номинации «Культура и искусство». Благодаря участию в данном мероприятии появились татарские народные костюмы.
Работа по проекту предполагала тесное сотрудничество с музыкальным руководителем, так как музыкальный фольклор является универсальным средством для развития музыкальных способностей детей и овладения навыками музыкальной деятельности. Именно фольклор синтезирует в себе игровые моменты, пение, элементы театрализации, народной хореографии, оказывая комплексное воздействие на развитие ребенка. Музыкальный руководитель в своей деятельности использовал русские народные музыкальные произведения для детей или произведения, приближенные к фольклорной стилистике, которые соответствуют особенностям детей дошкольного возраста. Был подобран музыкальный фольклорный репертуар различных жанров и актуализирован план его включения в музыкальную образовательную деятельность.
Музыкальная народная игра является благоприятным средством не только для развития музыкальных способностей, внимания, смекалки, быстроты реакции, двигательных и коммуникативных навыков, создаёт эмоциональную и творческую атмосферу. Музыкальным руководителемсистематизирован сборник музыкальных народных игр «Калечина-Малечина». Все игры данного сборника подобраны в соответствии традиций и их использования в народных праздниках и опробованы с детьми.
Чтобы дети постепенно знакомились с русской народной культурой, было принято решение погрузить детей в ритм проживания праздников, традиций и обрядов годового календарного круга. Совместно с музыкальным руководителем был составлен план совместной деятельности. Когда дети имеют уже небольшой опыт участия в праздниках, у них появляется интерес к исполнительской деятельности. Созданные условия позволили всем детям группы на протяжении действия проекта реализовать свои музыкальные и творческие способности.
Проект позволяет распределить задачи между всеми участниками. Например, воспитатели с детьми знакомились с обрядами Святочной недели, ходили колядовать в другие группы, устраивали ряженье в костюмы разных животных и посиделки, играли, стряпали печенье «казули». Педагог по изодеятельности организовывал мастер-классы для детей и их родителей по изготовлению масок для ряженых. Родители с детьми дома изготавливали святочные маски и придумывали костюмы. Музыкальный руководитель знакомил детей с песенками, колядками и народными зимними святочными играми.
Выход проекта из стен детского сада, подтвердил актуальность темы и содержания проекта. Активная позиция родителей воспитанников и их заинтересованность привела к созданию условий для взаимодействия с культурно-образовательными учреждениями города. Дети совместно с родителями приняли участие в различных городских мероприятиях: «День народов Урала», «День единства России», «Сабантуй», «Красная горка», «День любви и верности», «Масленица многоликая», а также поучаствовали в социальном арт-проекте «Люди города N» и представили общественности красоту уральского национального костюма.
Работа в рамках проекта способствовала пробуждению активного интереса детей к народной культуре Урала, вовлеченности в процесс познания ее истоков; повышению уровня гражданско-патриотического сознания воспитанников и их родителей. Возможность участия в праздничных мероприятиях на территории Новоуральского городского округа способствовала позитивной социализации и индивидуализации подрастающего поколения. Общая погруженность в процесс познания народной культуры в рамках проекта направила детей к толерантному общению и активному взаимодействию с представителями разных этносов.
Хочется отметить, что дети являются носителями основных культурных ценностей, транслируют их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы, что представляет социальную значимость нашего проекта. Всё это формирует ценностно-положительное отношение к социальной действительности и обеспечивает качество работы в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения.
Литература:
1. Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138- 2.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс», 2004
3. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Минск, 1991.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, зарегистрированы в Минюсте России 14 ноября 2013 г. регистрационный № 30/ 384).