ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ассонова Наталья Валерьевна воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 11", Кунгурский МО
Дошкольные образовательные организации – начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми. При этом основная функция – целенаправленная социализация личности ребенка.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Одним из принципов Федерального государственного стандарта дошкольного образования является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Включение регионального компонента и современных образовательных технологий, направленных на знакомство детей с родным краем, в образовательный процесс детского сада является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образования.
В настоящее время считаем нужно больше уделять внимание на создание так называемых виртуальных образовательных пространств, используя которые может любой желающий в виртуальном формате: просмотреть книгу, пройти залами музея, поплавать с глубоководными обитателями и т.д. Именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
В условиях нашего города не так много музеев. Детские сады находятся удаленно от центра, и существует проблема с организацией посещения музея. Проведя опрос с родителями, мы выяснили, что многие родители не посещали музеи с детьми. Некоторые дети не имеют представления о музее, как о средстве познания окружающего мира.
В этом случае выручают виртуальные музеи, или специально созданная сеть электронных музеев по разнообразной тематике. Виртуальные музеи являются наиболее оптимальным средством передачи информации.
Понятие «виртуальный музей» содержит в себе собрание разного рода Web-страниц. Подобные странички содержат в себе сборники и фотографии экспонатов из разнообразных художественных собраний. Такого рода виртуальный музей создается в двух видах: в варианте каталога (плоский); есть еще один вид, когда «гость» способен проделать путь по залам или комнатам и любоваться экспонатом со всех сторон (трехмерным). «Гость» такого музея может самостоятельно выбрать любой понравившиеся ему объект, посмотреть его. На сегодняшний день это возможность объединения новейших технологий и культуры. Виртуальный музей – это хорошая возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому.
Создав такое виртуальное пространство, мы тем самым осуществляем возможность продолжать познавательную деятельность за пределами музея.
Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами.
В дошкольной организации существуют музейные экспозиции, оформленные педагогами и родителями. В соответствии календарному планированию были выбраны темы для сбора информации «Виртуального музея».
Например, тема недели «Такие разные дома». Дети узнают о разных видах домов, о их строительстве, материале (из чего он состоит), о том, кто строит дома (профессии) и т.д. В нашем городе есть дома построенные в начале века и раньше, но мы не можем с детьми посмотреть их «здесь и сейчас». Мы совершаем виртуальную экскурсию «Старинные дома Кунгура».
Одним из вариантов знакомства со старинными домами - видеофильм о музее под открытым небом «Хохловка». Просматривая фильм, дошкольники имеют возможность сравнивать дома, старинные и современные, какие были раньше и сейчас.
Ребенку хочется еще раз увидеть эти экспонаты, показать родителям, друзьям, вспомнить, какие выполняли действия в музее: рассматривали разные виды домов, проводили экскурсию, слушали рассказ экскурсовода, смотрели образовательный фильм и т.д. В этом случае на помощь приходит специально созданный электронный ресурс с подборкой качественных материалов, которые в дальнейшем можно использовать дистанционно.
И нужно отметить, что такая закрепляющая деятельность является довольно полезной, так как ребенок продолжает в дальнейшем самостоятельные познавательные действия, на основе ранее проведенных в детском саду.
Виртуальные музеи с поддержкой интернет-технологий имеют все шансы решать классические музейные трудности (хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и легкого доступа к экспонатам).
Виртуальные экскурсии позволяют ребенку перенести в любую точку нашей страны, побывать в любом музее и получить возможность полюбоваться красотами самых известных в России заповедников, что дает ребенку возможность проникнуться величием русской культуры, истории, формирует чувство гордости и уважения к Родине.
Достоинства виртуальных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает образовательный процесс в детском саду более интересным, качественным, результативным.
На данный момент нами:
- разработан алгоритм создания виртуального музея;
- реализованы серии виртуальных экскурсий и паспорта для них;
- подобраны формы и методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием виртуальных экскурсий;
- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности.
Мы продолжаем работу над разработкой новых виртуальных экскурсий по музеям. Накопленный опыт работы показывает, что создание музея также способствует успешной социализации детей, также установлению детско-родительских отношений. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей.
Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми и родителями, мы убедились в том, что в результате создаются условия, открывающие возможности для позитивной социализации и личностного развития ребенка.