Конференции
2022-12-28 09:28 Декабрь 2022

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИМСЯ В СИСТЕМЕ СПО, ИЗУЧАВШИМ В ШКОЛЕ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Кубаева Анжела Меретовна
преподаватель иностранных языков
ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум», г. Славянск-на-Кубани

Не секрет, что в последние годы немецкий язык значительно уступил свои позиции английскому, как и то, что несколькими десятилетиями ранее невозможно было представить школу с классами, где немецкой группы нет вообще. Последствия такой смены приоритетов учащихся и их родителей ощущают на себе преподаватели-предметники в системе СПО, где на первом курсе группы делятся на подгруппы, и каждая из них отправляется продолжать изучение иностранного языка к своему преподавателю. В связи с тем, что в одной группе обучаются студенты из разных школ и, более того, из разных населенных пунктов, в списке у предметника зачастую оказываются 2-3 фамилии студентов, изучавших в школе немецкий язык.

У преподавателя в этом случае есть несколько вариантов: изучать английский как второй язык на базе знаний немецкого языка, продолжать их обучение немецкому языку или предложить еще нескольким студентам изучать немецкий как второй язык на базе английского, сформировав отдельную подгруппу. Какой из этих вариантов будет оптимальным и наиболее предпочтительным, педагогу следует решать в каждой конкретной ситуации во взаимодействии с детьми и их родителями. Однако в любом случае от него потребуется больше времени и мастерства для того, чтобы сохранить баланс между вновь изучающими язык и остальными ребятами. Намного проще будет это сделать, если повысить мотивацию к изучению второго иностранного языка, давая студенту понять, что на базе уже имеющихся знаний получить и закрепить новые будет не сложнее, чем начинать изучение с нуля.

Проблема мотивации при изучении иностранного языка у таких учащихся присутствует всегда. Большим преимуществом и хорошим подспорьем для преподавателя-предметника является рабочая программа дисциплины, которая, согласно ФГОС, предполагает повторение и закрепление материала, начиная с азов. Изучение алфавита, звуков, правил чтения, с периодической отсылкой к уже полученному в школе опыту, ненавязчивое сравнение с ранее изученным не только поможет понять, что немецкий и английский языки во многом схожи, но и вызовет интерес у остальных ребят к новым для них звукам и словам. Психологически любой обучающийся, будь то ребенок или подросток, комфортнее воспринимает информацию в новом для себя коллективе, если она направлена на всех окружающих и не заставляет его выделяться.

На этапе знакомства с грамматическими темами опыт изучения педантичного, имеющего четкую систему немецкого языка поможет студентам в овладении более простыми схемами английского и, в то же время, привычка следовать системе дисциплинирует в применении вновь изученных правил на практике.

Благодаря изобилию источников английской устной и письменной речи, овладение лексической базой на общеобразовательном уровне для новичков оказывается относительно простым опытом. Тематика, связанная со знакомством, представлением членов своей семьи, друзей, распорядком дня, покупками, продуктами питания, насыщена словами, имеющими общий исторический корень в обоих языках. Овладением лексическим минимумом в этих областях не представляет сложности.

Как показывает практика, основная сложность при «переучивании» – это произношение. Даже изучив звуки, следуя выстроенной системе, «немцы» с трудом осваивают некоторые особенности английской артикуляции. В этом случае студентам предлагается не просто слушать их любимые композиции на английском языке, а подпевать, стараясь подражать исполнителям, смотреть ролики на знакомых современной молодежи видеохостингах с субтитрами и без. Со временем речь становится более плавной, артикуляция – более мягкой. Однако приобрести навыки отличного произношения можно лишь при углубленном изучении иностранного языка, что в системе СПО и не требуется.

Таким образом, сталкиваясь с трудностями в изучении иностранного языка, следует, в первую очередь, помнить о мотивации. Изучая один язык на протяжении 8 лет и оказавшись в ситуации, когда, в отличие от остальных, уже не может продолжать это делать, студент теряет мотивацию к учебе. Задача педагога – помочь обучающемуся понять его преимущества и показать новые возможности, которые открываются перед ним. Тогда и в дальнейшем, на этапе изучения спецкурса, трудности, с которыми он столкнется, будут преодолимы, поскольку обучающийся сохраняет мотивацию на уровне своих одногруппников, знакомящихся со специализированной областью изучаемого языка также впервые.