Публикации
2023-09-19 15:24 2021 (№ 17-31)

Ляпина И.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Библиографическое описание:
Ляпина И.Г. Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе начальной школы // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Цель - изучить игровые педагогические технологии в воспитательном процессе начальной школы, и их влияние на познавательную активность воспитанников.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ существующих подходов.

2. Сформулировать педагогические и методические основы использования игровых педагогических технологий.

3. Рассмотреть игровые педагогические технологии, способствующие развитию познавательной деятельности обучающихся и провести анализ их эффективности.

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияние игры, при сохранении в ней непосредственной жизни детей.

При отборе игр учитывались следующие требования:

1. Игра должна быть мотивирована. Обучающимся необходимо испытывать потребность в игровой форме проведения занятия. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

2. Игра должна способствовать развитию показателей познавательного интереса (были отобраны игры, формирующие умения задавать вопросы познавательного характера; преодолевать трудности в учебной работе, развивающие самостоятельность, устойчивость внимания).

3. Игра должна быть отобрана с учетом возраста обучающихся, задания должны быть понятными и посильными ученикам.

4. Игра не должна быть однообразной, чтобы дети к концу игры не потеряли интерес.

5. Педагог должен выполнять организационную и направляющую роль в игре: мотивировать детей на участие, четко объяснять правила, наблюдать за выполнением игровых заданий, оказывать необходимую помощь ученикам при затруднениях, обязательно подводить итоги игры.

Выдающийся педагог Крупская Н.П., подчёркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребёнка организационные навыки, развивается выдержка…». Руководя игрою, оказывая влияние на её содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, учитель воздействует на все стороны личности ребёнка: создание, чувства, волю, отношения, поступки и поведения в целом. Игра является средством первоначального обучения. И вместе с тем игра развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний.

Селевко Г.К. указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилья мысли, умственного труда. Интерес детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях показания – союзники педагога в воспитании и обучении детей.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность обучающихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Стимулирующее влияние на деятельность учеников оказывают в принципе все методы: и рассказ, и беседа, и практические упражнения, и применение наглядности. Но, кроме того, в практике обучения существуют и специальные методы, стимулирование интереса к учению. К таким методам мы относим метод познавательных игр, метод создания ситуаций эмоционально - нравственных переживаний, ситуаций занимательности, познавательной новизны. Добровольное вникание в процесс обучения через игровую деятельность.

Прежде всего, необходимо учитывать психофизиологические особенности ребёнка. Значит необходимо вводить в урок игры и игровые ситуации, которые помогут в коррекции необходимой информации.. Запомнить всегда легче то, что интересно.

Игры необходимы и для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снятия психических и физических перегрузок у детей. В связи с большим количеством преподносимой информации из телевизора, интернета, радио, возникает путаница в голове.

«Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не станут полезными - это мертвый груз» (Волина В.В.). За этим стоит огромный труд педагога, постоянный саморазвитие, усердие, любовь к своему делу, когда, думая о других, погружаешься сам. В награду за эту самоотверженность получаешь вдумчивые, светящиеся глаза детей и осознание того, что материал усвоен. Исходя из этих знаний, были отобраны игры, способствующие развитию показателей познавательного интереса.

Также все игры развивали у детей и коммуникативные навыки: умение работать в группе, прислушиваться к мнению другого. Ученики все вместе заранее придумывали названия своих команд. Обсуждали и прислушивались к мнению друг друга. Во всех играх развивалось внимание учащихся. Каждое задание требовало сосредоточенности и внимания. Поддержки команды и руководящего педагога.

Таким образом, одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре - основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие считается эффективнейшим средством становления личности, характера, формирования морально-волевых качеств, выработки хороших привычек и манер. Игра помогает школьникам реализовать свою потребность в воздействии на окружающую их действительность и находящихся в ближнем окружении людей.

Именно поэтому обучение и воспитание школьников младшего возраста посредством игры заслуживает особого внимания и отдельного восприятия. Тем более, что под воздействием нового веяния, современное поколение педагогов отдает предпочтение преимущественно игровой форме ведения своей профессиональной деятельности. Этот факт достаточно часто вызывает у родителей ряд вопросов, связанных с эффективностью такой формы обучения в школе.

Специфической особенностью организации игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста является непосредственное участие в этом процессе взрослого, который не только помогает его разнообразить, но и наполняет игру новым направлением и целеполаганием. Временем доказано, что ученики более эффективно усваивают нормы и правила поведения в обществе, глядя на положительный пример со стороны старшего поколения, в данном случае - педагога, главной задачей которого становится «внедрение» игры в детский коллектив изнутри.

При этом родителям не стоит беспокоиться о том, что в ходе игрового обучения будет стерта граница соблюдения субординации, и отношения учитель-ученик уйдут в небытие, уступив место дружеским отношениям.

Как показывает практика, ролевые игры с участием взрослых не только не подрывают их авторитета в глазах учеников, но и способствуют выстраиванию доверительных отношений между ребенком и взрослым. Почему даже в современной психологии родителям рекомендуют через игру раскрывать и выстраивать правильные взаимоотношения ребенка с окружающими и миром вокруг.

Главное, чтобы педагог руководствовался индивидуальными особенностями каждого ребенка и учитывал психологию младших школьников, и тогда дети с помощью игры будут развивать внимательность, учиться быть самостоятельными, стремиться к самосовершенствованию.

Литература:

1.Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1992.- С. 3 – 6

2.Выготский Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2010. – 127с.

3.Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. / Под ред. А. М. Арсеньева [и др.]. Т. 2: /[Авт. примеч. Л. С. Фрид и др.]. — М.: Педагогика, 1978. — 452 с.

4.Нургалиева Э.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий //Современный взгляд на будущее науки. — 2015. — с. 219

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко – М.: Педагогика, 2007. – 256 с.

6.Сиденко А. Г. Игровой подход в обучении // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 352.