Конференции
2024-02-09 10:45 Октябрь 2023

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Крюкова Наталья Николаевна
учитель-логопед
МАДОУ д/с № 78 г. Белгорода

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР про являются в ограниченности словарного запаса, резком рас хождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой Е.М. Мастюковой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный за пас. Характерным признаком для этой группы детей явля ются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом-моторная, сен сорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задерж ка речевого развития и др.).

Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивно го словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают боль шие затруднения.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дош кольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, тка чиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.

Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Особенно большие различия между детьми с нормаль ным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагатель ных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назы вании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пу шистый, гладкий, квадратный и др.).

В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобла дают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежед невно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, ку паться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оцен ку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выра жается как в незнании многих слов, так и в трудностях поис ка известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР явля ется неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или непра вильного употребления слов в речи детей с ОНР многообраз ны.

В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазии у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, грач — сорока, сорока — галка, ласточка — чайка, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, ландыш — тюльпан, сково рода — кастрюля, весна — осень, сахарница — чайник, скво речник — гнездо, ресницы — брови и др.).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференци руют качества предметов. Распространенными являются, на пример, такие замены: высокий — длинный, низкий — ма ленький, узкий — маленький, узкий — тонкий, короткий — маленький, пушистый — мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неуме ние детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т. д.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отноше ниям наблюдаются и замены слов на основе других семан тических признаков:

а) смешения слов у детей с ОНР осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения:

миска — тарелка, метла — щетка,

кружка — стакан, лейка — чайник,

графин-бутылка;

б) замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные:

сарафан — фартук, фонтан-душ,

майка — рубашка, подоконник — полка;

в) замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации: каток — лед, вешалка — пальто;

г) смешения слов, обозначающих часть и целое: воротник — платье, паровоз — поезд, кузов — машина, локоть — рука, подоконник-окно;

д) замена обобщающих понятий словами конкретного значения:

обувь — ботинки, посуда — тарелки,

цветы — ромашки, одежда — кофты;

е) использование словосочетаний в процессе поиска слова:

кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистить, паровоз — поезд без окон, плита — газ горит, клумба — копают землю, юла — игрушка крутится;

ж) замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными:

открывать — дверь, играть — кукла, или наоборот, замена существительных глаголом: лекарство — болеть, кровать — спать, самолет — летать.

Случаи смысловых замен отмечаются у детей с ОНР и в школьном возрасте.

Особенно стойкими являются замены глаголов: кует — молотит,

гладит утюгом — проводит утюгом, косит траву — подрезает траву, стирает белье — моет белье, вяжет — шьет, купает — моет.

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные — с другой, а также выделять оттенки значений.

Процесс поиска слова осуществляется не только на ос нове семантических признаков, но и на основе звукового об раза слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В про цессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения:

шкаф — шарф, циркуль — цирк,

косарь — кассир, поезд — пояс,

персик — перец, конура — кобура,

колобок — клубок,

кисть винограда — куст винограда.

Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохран ности слухового контроля, чем произносительных, кинес тетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант зву чания слова.

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизированно. У детей с ОНР, в отличие от нормы, этот процесс осуществля ется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации этого процесса отвлекающее влия ние оказывают ассоциации различного характера (смысло вые, звуковые).

Вербальные парафазии обусловлены также недостаточ ной сформированностью семантических полей, структурации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (тракторист — тракторичист, мяукает — мяучает, ку дахчет — кудакает).

Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявля ются и в более позднем формировании лексической систем ности, организации семантических полей, качественном сво еобразии этих процессов.

Как и в норме, у детей 7—8 лет с ОНР так же происхо дят качественные изменения в соотношении синтагматичес ких и парадигматических реакции. Если в 5—6 лет количе ство синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических ассоциаций, то в 7 лет пара дигматические ассоциации преобладают над синтагматичес кими. Однако это преобладание у детей с ОНР не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лет у детей с нормальным речевым развити ем парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патоло гией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в нор ме к 7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР к 7—8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25% всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделе ния ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика слу чайных ассоциаций. Даже к 7—8 годам у детей с речевой пато логией случайные ассоциации являются очень распространен ными, доминирующими, хотя с возрастом их количество умень шается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7—8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

У детей с ОНР имеются особенности и в динамике син тагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым развитием резкое увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам наблюдается такое же рез кое снижение их количества. У детей с нарушениями речи резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам, что, вероятно, связано с задержкой формирования грамматического строя речи.

Таким образом, у детей 5—8 лет с ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и пара дигматических ассоциаций, в то время как у детей с нор мальным речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигма тических ассоциаций и значительное уменьшение синтагма тических ассоциаций. У детей 5—6 лет все парадигматические ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка — собака, стол — стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у всех групп детей становятся более разнообразными, они возникают и на основе значений противопоставления (высоко — низко, хо роший — плохой, говорит — молчит), и родовидовых отно шений (дерево — береза, посуда — чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75%), в то время как у детей с нормальным речевым разви тием к 7 годам начинают преобладать отношения противо поставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности.

Таким образом, у детей с ОНР отмечается задержка в формировании семантических нолей по сравнению с нормой. Организация семантических полей у детей с ОНР име ет специфические особенности, основными из которых явля ются следующие.

Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, но сят немотивированный, случайный характер.

Наиболее трудным звеном формирования семанти ческих полей у детей с нарушениями речи является выделе ние центра (ядра) семантического поля и его структурная организация.

У детей с ОНР наблюдается малый объем семантичес кого поля, что проявляется в ограниченном количестве смыс ловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии. Отно шения противопоставления, родовидовые отношения встреча ются редко. В то же время у детей с нормальным речевым развитием отношения противопоставления к 7 годам состав ляют большинство всех парадигматических ассоциаций.

Латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием — до 10 сек, у детей с речевой патологией — до 40 сек.

Формирование лексической системности, семантичес ких полей проявляется не только в характере вербальных ассоциаций, но и в особенностях классификации слов на ос нове семантических признаков.

Так, при выполнении задания «найти лишнее слово в ряду слов» (например, в ряду слов яблоко, свекла, груша, апель син) у детей с нормальным речевым развитием не возника ет затруднений.

Что касается детей с ОНР, то даже выполнение зада ний на группировку слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Так, например, в задании «назвать лишнее слово из серии тигр, тарелка, кош ка» Света М. (6 лет) называет лишним слово тигр, так как он не в доме, а в цирке. Женя С. лишним называет слово тигр, «так как все это дома, а тигр в лесу».

Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.

Так, при группировке существительных дошкольники с ОНР часто не выделяют общий понятийный признак, а осу ществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального назначения. При этом в ряде случаев дети недостаточно точно представляют себе образ денотативной ситуации. Некоторые примеры ответов детей: «Сорока, ба бочка, скворец — лишнее слово сорока, так как сорока не летает, а сидит на кустике»; «Тарелка, стол, стакан — лишнее слово тарелка, из нее едят, а из остального нет» или «лиш нее слово стакан, он из стекла».

Даже при правильном выполнении заданий дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных призна ков:

«Волк, собака, лиса — лишнее слово собака, так как в лесу не ходят собаки»;

«Береза, облако, дерево — лишнее слово облако, оно небо, а другое не небо».

В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, трудно сти дифференциации понятий овощи, фрукты, птицы, насе комые (лимон, свекла, яблоко — лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи).

Еще больше трудностей возникает у дошкольников с ОНР при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, ма ленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий).

Указанные примеры свидетельствуют о неточном пони мании значений слов короткий, длинный, высокий, низкий, о труд ностях группировки на основе существенного признака. Это под тверждает несформированность семантических полей, недоста точное развитие умения сравнивать слова по их значению.

Задания на группировку прилагательных выявляют также стратегию, которая преобладает при группировке (ана логия или противопоставление).

Исследования показывают, что у детей шестилетнего возраста с нормальным речевым развитием преобладает стра тегия противопоставления над стратегией аналогии (10:1). У детей с речевыми нарушениями не выявляется явного преоб ладания стратегии противопоставления (отношения пример но 1:1). Можно предположить, что противопоставление как значимая семантическая операция вызывает существенные затруднения у детей с речевой патологией и усваивается ими более поздно, чем в норме.

Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР груп пировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вы шел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит).

Эти данные свидетельствуют о более значительной не-сформированности структуры значения глаголов, о невозмож ности выделить общие признаки при группировке глаголов.

В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на какие морфемы опираются дети при выполнении этих заданий. Исследования показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и нарушенным раз витием основываются на лексическом (корневом) значении слова. Случаи объединения глаголов на основе общих при ставок немногочисленны и наблюдаются лишь у детей с нор мальным развитием.