ЛЭПБУК КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУКА В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Клементьева Анастасия Михайловна учитель МАОУ "СОШ № 22" города Северодвинска
Важной задачей современного образования является «научить учиться самому». Перед учителем поставлена проблема научить детей ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди множества источников информации. Лучше всего запоминается то, что было эмоционально окрашено, «пережито» человеком. Как сделать чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка? Как помочь ученику пользоваться знаниями, полученными на уроках? Цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, должны приобрести для учащегося личностный смысл, развить мотивацию к обучению.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентирован-ное воспитание и бучение, является метод проектов. Он вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Проекты в младших классах — это трудно? Это сложно, так как дети малы для проектирования, но это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будет лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании.
Я хочу рассказать о лэпбуке как форме работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми младшего школьного возраста, направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей, ведущих к формированию всех видов УУД.
Лэпбук (lapbook) (lap – колени, book – книга). Лэпбук – интерактивная папка для обучающихся на заданную тематику, которая выступает как универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, исследовательской и самостоятельной деятельности.
Использование данной формы работы обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого обучающегося. Он поможет обучающемуся по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками «книжку». Ученик сможет самостоятельно собирать, организовывать и редактировать информацию. Можно выбрать задание под силу каждому, провести исследовательскую работу, в процессе которой ученик участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
У меня в классе проводится урок технологии по изготовлению лэпбука. Все дети в ходе урока собирают обложку для книги-лэпбука. Заготовка получается у всех одинаковой конструкции. Они отличаются друг от друга только выбранными оттенками бумаги. Затем определяем тему и начинаем сбор материала. В большой конверт собираются загадки, пословицы, кроссворды, памятки, выписки из энциклопедий, рисунки, схемы. Все это зависит от выбранной темы.
Современные дети получают информацию отовсюду. Они с лёгкостью находят ответы на интересующие их вопросы в сети Интернет. Огромную роль на этом этапе играют информационно-коммуникационные технологии. Очень важно научить детей обрабатывать информацию, выделять главное, находить связи и структурировать её. Обычно стараюсь находить время для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Для начала собираю для себя темы работ детей. Затем подбираю самые подходящие для каждой темы картинки, кроссворды, задания в свою папку. Это необходимо для того, чтобы научить детей простейшим операциям «копировать» и «вставить». Дети учатся создавать документ, вставлять в него скопированную информацию.
После этого ребята начинают заниматься в компьютерном классе. Таким образом, в работе школьника над проектом принимают участие как минимум два педагога – преподаватель информатики и учитель-предметник. Дети учатся работать с поисковыми системами, тренируются в быстром чтении текстов, отборе интересной информации, выборе картинок, головоломок. На этом этапе работы ребятам предоставляется возможность самим посмотреть варианты различных лэпбуков и определиться каким именно будет их продукт работы.
Для младшего школьника это сложная и энергозатратная работа, но и результатом будет не только готовый лэпбук, но и улучшенная скорость чтения и обработки информации. Часть детей к лэпбуку готовят ещё и презентацию Power Point. Они фотографируют этапы изготовления лэпбука, монтируют презентацию, учатся оформлять слайды, добавлять анимированные переходы и т.д. На презентации дети могут аргументировано изложить свои мысли о том, какие идеи возникали в ходе работы над проектом, с какими трудностями им пришлось столкнуться и как они их преодолевали. Дети предъявляют не только продукт деятельности. Презентация помогает наглядно представить замысел проекта, решение проблемы.
Итогом этой работы обязательно бывает выставка работ и защита своего лэпбука, показ презентаций.
Итак получается, что лэпбук - это финальный этап проектной деятельности и это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. При условии выполнения работы под руководством взрослого, выбранная тема получается хорошо проработана и доступно изложена для ознакомления другими детьми.