Томпишева С.Г. УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2-М КЛАССЕ НА ТЕМУ «КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
Томпишева Светлана Геннадьевна учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 «Центр образования» городского округа Октябрьск Самарской области
Библиографическое описание: Томпишева С.Г. Урок окружающего мира во 2-м классе на тему «Красная книга России. Правила поведения в природе» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Цель: познакомить учащихся с Красной книгой, вызвать устойчивый познавательный интерес учащихся к редким и исчезающим видам растений.
Задачи
Образовательные:
· Расширять и углублять знания учащихся о растениях и животных России.
· Показать причины исчезновения растений и животных.
Воспитательные:
· Вызвать желание беречь и охранять природу.
· Учить оценивать свои поступки и поступки других людей в окружающей природе.
· Формировать экологическую культуру у детей, которая будет обеспечивать сохранение природы.
· Развивать внимание, наблюдательность, мышление, познавательный интерес к природе.
Развивающие:
· Развивать у учащихся интерес к окружающему миру.
· Развивать словарный запас учащихся.
· Развивать произвольность психических процессов учащихся.
· Развивать познавательную активность детей.
Ход урока
I Организационный момент.
Солнце встало, потянулось,
Нам в окошко улыбнулось!
Улыбнемся мы в ответ,
И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,
Станет мир добрее, краше,
От улыбки этой нашей.
- Я вижу, что вы готовы к уроку. Будьте внимательными, активными, собранными на уроке.
Давайте вспомним правила сотрудничества:
· Осмысливать задание;
· Выслушивать мысли каждого;
· Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
· Не перебивать друг друга;
· Соблюдать правила поднятой руки.
II. Проверка домашнего задания
Учитель: - На прошлом уроке мы с вами узнали много нового. О чём мы говорили, я напомню, прочитав стихотворение.
Двор у бабушки в деревне
Есть, но двор-то не простой.
Нет там лестниц и качелей,
Нет песочниц с детворой.
Зато гуляют лошадь,
Корова и коза.
А рядом блеет громко
Кудрявая овца.
Есть в том дворе конюшня,
Коровник есть и хлев.
Там человек содержит
Животных в дождь и снег.
Он кормит их и поит,
И чистит и стрижет,
Под крышей их спасает
От бурь и непогод.
Скажите мне, ребята,
Как этот двор назвать?
И о жильцах дворовых
Что можете сказать?
- Каких животных называют домашними?
- Как за ними ухаживает человек?
- Какую пользу приносят домашние животные человеку?
- Какие домашние животные, могут перевозить тяжелые грузы?
- Какие домашние животные дают человеку шерсть?
- Из какого продукта получают сыр, творог, сметану, масло?
- Какие животные дают человеку молоко?
- Сколько на свете пород кошек? А собак?
- Какие породы вам известны, перечислите.
- Как нужно ухаживать за кошкой? А собакой?
- Расскажите о своих домашних питомцах? Как вы за ними ухаживаете?
IV. «Открытие» нового
- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие в страну Охраняйкино.
- Ребята, как вы думаете, почему страна имеет такое странное название (предположения учащихся).
- Жителями этой страны являются растения и животные, с которыми мы сегодня и познакомимся.
В гости к жителям страны Охраняйкино мы отправимся на поезде, поэтому мы должны приобрести билет. А билет нам может выдать только…
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Медведь нас пустит в поезд, если мы справимся со следующим заданием.
Логическая цепочка:
Может, да, а может, нет,
так подумай – дай ответ!
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Береза, клен, ясень, сосна, осина – это лиственные деревья.
3. Сова, грач, летучая мышь, воробей, дятел – это птицы.
4. Волк, медведь, белка, заяц – впадают в зимнюю спячку.
- Итак, мы удачно прошли первое испытание, отправляемся в путешествие.
- Внимание, первая остановка. Прочтите название станции. («Красная книга»)
- Предположите, о чём пойдёт речь? И что это за книга? Почему названа красной?
-На этой станции мы познакомимся вот с этой книгой (учитель демонстрирует Красную книгу).
- Книга информирует человека, призывает, предупреждает об опасности, советует людям, как поступить.
- Красный цвет говорит нам – стой! Еще один шаг и может быть поздно! Само название книги привлекает внимание людей и заставляет задуматься о варварском уничтожении природы.
Красную книгу начали создавать в 1948 году. В нее записаны растения и животные, которым нужно помочь в первую очередь. Самая первая книга была выпущена в 1963 году. Книга имеет разные цвета страниц.
На красных страницах перечислены растения и животные, которым грозит полное исчезновение.
На белых страницах – редкие представители флоры и фауны.
- Загляните в словарь, поясните, что обозначают эти слова.
На желтых страницах представлены растения и животные, численность которых быстро сокращается.
На серых страницах – малоизученный мир растений и животных.
На зеленых представлены виды, которые удалось спасти.
На черных страницах – исчезнувшие виды.
Но самое страшное, ребята, что число записей в Красной книге из года в год растет, а запись в книге не гарантирует защиту тому или иному виду растения или животного. Бывает, что и наоборот: браконьеры, желая поживиться, начинают уничтожать охраняемые виды растений и животных.
Красная книга состоит из двух томов: в первом рассказывается о растениях, а во втором о животных.
Вторая остановка «Цветочная»
Ученик:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Учитель: - Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Давайте познакомимся с некоторыми из них. А в этом нам помогут стихи.
Но, что с ними случилось?! Все стихотворные строчки рассыпались и их невозможно прочитать. Ребята, помогите собрать стихи и назовите растение, которое занесено в «красную книгу»
Учащиеся работают в парах, собирают разрезанные на части четверостишия (у каждой пары свое задание).
- Прочитайте, что у вас получилось, назовите растение, которое находится в опасности.
1. Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
2. Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая.
3. Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синее небо, цветки – васильки.
4.Тишина. Лишь кое- где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
- Ребята, найдите в учебнике на стр. 89, какие еще растения занесены в Красную книгу. (Венерин башмачок, лотос, женьшень)
- Найдите в учебнике сведения об этих растениях. Прочитайте (учащиеся читают вслух).
- О каких ещё растениях узнали? (Ответы учащихся)
- Задайте вопросы по прочитанному товарищам. (Где встречается венерин башмачок? Почему растение получило такое название? Через сколько лет растение зацветает? О каком лекарственном растении узнали? Как с китайского языка переводится женьшень?)
- Последнее издание Красной книги Самарской области увидело свет в 2007 году. В него попали 258 видов цветковых растений. Среди них лекарственные и ягодные растения, снижение численности которых происходит из-за неконтролируемого сбора. Это толокнянка обыкновенная, манжетка дубравная, змеевик, адонис и другие.
- Сведения об этих растениях вы можете найти в энциклопедиях «Я познаю мир», «Редкие растения Самарской области»
VI. Физкультурная минутка
- А сейчас немного отдохнем.
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре! Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Следующая остановка «Меньшие братья»
-Как думаете, с кем на этой станции познакомимся? Кого мы называем меньшими братьями?
- Правильно, это представители животного мира.
- Найдите названия животных, занесенных в Красную книгу в следующем задании. В каждой строчке спрятались названия животных, занесенных в Красную книгу.
Дети читают информацию на слайдах.
- И ещё один представитель животного мира, который пригласил нас в путешествие, занесён в Красную книгу Самарской области – это бурый медведь.
- Найдите на стр. 88-89 названия животных, о которых мы ещё не говорили.
- Зачитайте, что сказано в учебнике о зубре.
- Почему жука-дровосека назвали реликтовым, зачитайте.
- Как люди решили увеличить популяцию белых журавлей?
Станция «Охраняйкино»
- Ребята, как вы думаете, почему на нашей планете есть растения и животные, которым требуется наша помощь? Кто в этом виноват? (Предположения учащихся).
Да, ребята, в основном главным виновником этого является человек.
(Стихотворение А. Игнатовой «Недалекое будущее»)
Человек идет, скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
-Подумайте, к чему призывает нас автор стихотворения?
Экологический знак.
- Поработайте в парах и придумайте, какие меры по защите растений и животных, о которых мы сегодня говорили, вы можете предложить.
- Оформите свой ответ в виде рисунка, экологического знака.
V. Рефлексия
- Прочитайте пословицы. Подумайте, какие из них отражают содержание сегодняшнего урока.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
Добрый пример лучше ста слов.
Сначала думай – потом делай.
- Обоснуйте свой ответ.
VI. Домашнее задание
- Дома вы прочтёте текст учебника на с. 88 – 93, подготовите свою Красную книгу об одном или двух животных или растениях Самарской области.
VII. Итог урока
- Заканчивая урок, мне хотелось бы вспомнить слова М.М.Пришвина – знатока, защитника и певца родной природы.
В одном из своих рассказов он писал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека». (У детей вырезанные из бумаги ладошки)
- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание).
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти надо сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.