Конференции
2023-07-05 14:42 Февраль 2023

ОСОБЕННОСТИ СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Симонова Юлия Викторовна
заведующий
МБДОУ детский сад № 20 «Красная шапочка», г. Пятигорск

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

В федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения и здоровьесохранения детей. Одна из приоритетных задач ФГОС – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в детском саду.

Основная проблема, которая встала перед коллективом детского сада - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Высокий уровень заболеваемости среди дошкольников.

Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, многие нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Было проведено анкетирование родителей с применением Google форм: «Какое место занимает здоровый образ жизни в вашей семье?». Оно показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. В опросе приняло около 70 % родителей. Оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

На совете педагогов было принято решение о необходимости улучшения физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, на основе современных здоровьесберегающих форм и методов. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.).

Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступила нормативно-правовая база. Она включила в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОУ.

Скорректированы планы, рабочие программы специалистов. Разработаны: план Оздоровительных мероприятий по профилактике гриппа и ОРЗ, план летней оздоровительной работы, план закаливающих мероприятий по каждой группе.

Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется специалистами (воспитателем, инструктором по физвоспитанию) совместно с медицинскими работниками детского сада. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группы сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

Организовано здоровьесберегающее образовательное пространство – оборудован спортивным инвентарем спортивный зал для занятий физической культурой, в каждой возрастной группе функционирует «Уголок здоровья», «Физкультурный уголок», изготовлено нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Сделана подборка картотек утренних гимнастик и подвижных игр. Изготовлены Лэпбуки «Азбука здоровья» и «Здорово быть здоровым», которые собрали весь дидактический материал по возрасту, позволяющий проводить беседы и занятия по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков.

Разработаны комплексы закаливающих мероприятий в каждой возрастной группе (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика). Инструкторы по физвоспитанию работают по рабочим программам, в которых учитываются физкультурные занятия всех типов.

Оптимизирован двигательный режим: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, стретчинг, проблемно-игровые тренинги, игротерапия) и инновационные технологии оздоровления и профилактики. Ритмопластика проводится, как часть музыкальных занятий, сухой бассейн в младших группах в течение дня, массажёры Су-джок при проведении фиминуток и игровой деятельности, тактильные дорожки после дневного сна и как часть занятий. Функционируют кружки на платной и бесплатной основе: «Говорящие пальчики», «Говорушки», «Развивашка» «Хореография», «Тхэквандо», «Здоровейка», «Если хочешь быть здоров», «Рисунок на песке». Ведут мастер-классы педагоги на следующие темы: «Нейроигры для детей среднего дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами песочной анимации» Толмачева Т.В., «Использование техники сторителлинг в процессе развития коммуникативных способностей дошкольников» Зайцева Э.Г.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления: встреча со спортсменами, достигшими определенных результатов в спорте «Встреча с детьми секции Тхэквондо», «Мастер спорта о здоровом образе жизни» с тренером по тхэквондо; просмотр видеозаписи чемпионки мира выпускницы детского сада, с обращением, «Я за здоровый образ жизни», профилактические беседы врача детской стоматологической клиники «Чистый зуб - здоровый зуб», проведение занятий по валеологии «Вот мы какие», «Тело человека» и др.

В ДОУ разработаны конспекты мероприятий под названием «Забочусь о своём здоровье», куда включены 3 направления «Я - человек. Что я знаю о себе?», «Образ жизни человека и здоровье», «Здоровый образ жизни в условиях города».

Расширяем представления о ЗОЖ через: просмотр обучающих фильмов «Спортания», «Ваше здоровье», «Азбука здоровья» которые размещены на сайте детского сада.

Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получат необходимые представления о ЗОЖ и будут иметь стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Разработан цикл развивающих сказок для всех возрастов с элементами сказкотерапии «Сказочные путешествия», которые проводятся 1 раз в месяц, который используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Также функционируют кружки «Кукольный театр», «Театральная студия Буратино». На занятиях по изодеятельности и занятиях кружков «Юный художник» и «Волшебные ручки» использование цветотерапии помогает: снять стресс, нервное возбуждение, снижает уровень раздражительности, способствует снижению агрессивности; уровня тревожности; активизирует работоспособность, поднимает жизненный тонус дошкольника.

Результатом нашей работы мы считаем посещение наших воспитанников спортивных секций.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

В рамках повышения своих знаний по здоровому образу жизни прошли обучение и тестирование по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания для дошкольников» в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» 30 педагогов.

Все педагоги прошли обучение «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве».

25 педагогов участвовали в сдаче норм Всероссийского физкультурного комплекса (ГТО), нацеленного на развитие массового спорта и оздоровления.

Проведен для педагогов выездной мастер-класс инструктором по физической культуре Андреевой В.В. «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников», на котором была проведена деловая игра «Будь здоров!» на развитие творческого потенциала педагогов, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Семинары-тренинги с педагогом-психологом Береза А.В. «Психологическое здоровье педагогов» и практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня» позволили апробировать современные формы здоровьесберегающих технологий с детьми и педагогами.

Проведены консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию физической культуры и здоровья детей», «Речевые физкультминутки – интеграция речевого и физического развития», «Оздоровительные мероприятия в режиме дня» «Воспитание КГН у дошкольников» «Профилактика профессионального выгорания педагогов» и др.

Педагоги участвовали в вебинарах «Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс»;

Педагоги детского сада активно делятся опытом работы, публикуя в СМИ материалы «Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении»; участвуют в конкурсах педагогического мастерства «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми».

Педагоги активно участвуют в марафонах и забегах: Ессентукский марафон «Защищая жизни» (3 место); «Кавказ-ран» дистанция 3 км (3 место); Забег Пятигорское кольцо 3,5 км (2 место); Кисловодский марафон 5 км (1 место); Кисловодский международный марафон (2 место) - Андреева В.В. Инструктор по физвоспитанию.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий.

Было проведено анкетирование с использованием Google форм. Простой, удобный и надёжный инструмент позволил собрать информацию о том как родители относятся к сохранению и укреплению здоровья своих детей. В нем приняло участие 234 родителя, законных представителя.

В рамках повышения своих знаний по здоровому образу жизни прошли обучение и тестирование по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания для дошкольников» в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» 133 родителя.

Проведен конкурс стенгазет: «Мы за здоровый образ жизни», «Всем, кто хочет быть здоров», «Правила ЗОЖ», «Рецепт хорошего здоровья».

В рамках популяризации занятий спортом через whatsapp и телеграмм был запущен конкурс «Лучший Челлендж» «Я занимаюсь спортом. А ты?» и «Мы за ЗОЖ!», в котором спортом должны были заниматься ребенок с родителями. Были рассмотрены видеоролики 10 групп, в которых были размещены небольшие видео 120 семей занятия спортом родителей с детьми.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления детей: «Как уберечься от простуды», «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания», «Как предупредить весенний авитаминоз», «Игры с детьми на отдыхе в летний период», «Значение подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста».

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ проходит через соревнования, спортивные праздники: «Фестиваль народных подвижных игр», «Летняя Спартакиада», «День Нептуна», «Здравствуй солнце, здравствуй лето!», «Неделя зимних забав и игр», дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.

В целях профилактики, коррекции и реабилитации простудных и хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, состоянии опорно-двигательного аппарата дошкольников (сколиоз, плоскостопие) организован клуб родителей и детей «ЗОЖик», в котором специалисты ДОУ оказывают консультативную помощь родителям по вопросам здоровьесбережения детей, организуют мероприятия для детей, способствующие формированию ЗОЖ.

Специалисты ДОУ (психолог, мед.работник, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования) с ребятами и родителями проводят занятия, беседы, игры, викторины по приобщению к здоровому образу жизни в ходе регламентированной, нерегламентированной и досуговой деятельности.

Детьми старшего дошкольного возраста ведется «Дневничок-здоровячок», который помогает формированию осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей. Структура дневничка очень подвижна. В зависимости от задач, воспитателей и родителей, освещаемые темы могут дополняться другими или сокращаться. Работа должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время или это работа с родителями дома.

В рамках повышения интереса к консультациям, беседам с родителями по вопросам здоровьесбережения на сайте детского сада в разделе работа с родителями разработана вкладка «Здоровым быть – здорово», где родители могут познакомиться с новыми методиками оздоровления детей, просмотреть видеоуроки и занятия по нетрадиционным техникам оздоровления, проведенные специалистами.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысил результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировал у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий; опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%, снижено количество пропусков по болезни.

Повысился уровень физического развития на 10% и составляет 45 %.

Уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличился на 44% и составляет 82%.

Уровень профессионального роста педагогов:

Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и проведению здоровьесберегающих мероприятий, увеличилось на 30% и составляет 90%.

Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ.

Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здолровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 29% и составляет 82%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (приобретается новое физкультурно-спортивное оборудование и атрибуты, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

Сравнительный анализ полученных данных показал, что уровень представлений родителей о ЗОЖ повысился. Подтверждением этого является то, что ответы на вопросы: «Что Вы понимаете под ЗОЖ?», «Какие факторы, по Вашему мнению, отрицательно влияют на состояние здоровья?», «Какие средства оздоровления Вы знаете?» стали более полными.

Общий вывод: процент родителей, использующих те или иные средства оздоровления увеличился, ответы стали более полными. Следовательно, родители стали более осознанно относиться к вопросу сохранения и укрепления здоровья своих детей.

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень представлений, а, следовательно, и знаний о ЗОЖ у родителей повысился; отношение к проблеме ЗОЖ стало более осознанным, следовательно проведенная работа не прошла бесследно.