Мищукова Т.В. КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-М КЛАССЕ «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ»
Мищукова Татьяна Валерьевна учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" муниципального образования города Братска, Иркутская область, г. Братск
Библиографическое описание: Мищукова Т.В. Конспект урока по русскому языку во 2-м классе «Правописание частицы не с глаголами» // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.
Учебник: Русский язык. 2 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2018г. (УМК «Школа России»)
Цели урока:
1. Обеспечить усвоение знания учащимися правила написания частицы не с глаголами.
2. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, выводить правило, обеспечивать развитие речи учащихся через их аналитическую и мыслительную деятельность.
3. Содействовать формированию любви и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
1. Личностные.
Ценить и принимать такие базовые ценности как добро, родина, природа.
2. Регулятивные.
Определять цель учебной деятельности с помощью направлений учителя, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, оценивать задания по степени сложности выполнения.
3. Познавательные.
Ориентироваться в учебном материале, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы, владеть полученной информацией, сравнивать и группировать объекты по конкретным основаниям, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4. Коммуникативные.
Участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении учебных задач, отвечать на вопросы учителя полным ответом.
Умения, характеризующие достижение результатов:
1. Самостоятельно формулировать правило по теме.
2. Применять изученное знание правила при письме.
3. Работать в парах, группах.
4. Сравнивать свои выводы с выводами в учебнике.
5. Устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и человеком.
Материалы к уроку: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями), смайлики.
Ход урока
1. Организационный момент
Дети в классе. Приветствие. Оценка настроения учеников с помощью смайликов. Передача хорошего настроения учителем с помощью игры «Ладошки» под фонограмму – пение птиц.
2. Мотивация.
- Ребята, что вы услышали, когда мы играли?
- А где мы можем услышать такое красивое пение птиц?
- Нужно ли помогать птицам зимой? Зачем? Чем можем помочь?
- А вы поможете мне сегодня накормить птиц?
3. Постановка темы и целей урока.
- Каких птиц вы знаете?
- Отгадайте загадки про птиц:
* Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее…… (сорока)
- Проговорите, как пишется слово сорока. Какое буквосочетание здесь нужно запомнить?
* Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
- Проговорите, как пишется слово воробей. Какое буквосочетание здесь нужно запомнить?
* Я пеструшка, я хохлатка.
Куд-куда! – кричу я кратко.
Кричу, и слышит улица:
Снесла яичко….. (курица)
- Проговорите, как пишется слово курица. Почему выделена буква и? Проверьте ее.
- Какая из этих птиц будет лишней? Почему?
- На какой вопрос отвечают все эти слова?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Что такое имя существительное?
- Как называются звуки, которые произносятся этими птицами?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Что такое глагол?
- Каким образом передвигаются эти птицы?
- Какая птица не умеет летать?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Какой частью речи они являются?
- С помощью чего мы показали отрицание действия у курицы?
- Как написана частица не с глаголом?
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
4. Постановка и решение учебных задач.
- Напомните, как частица не пишется с глаголом?
- Сформулируйте правило по написанию частицы не с глаголами.
- Сравните свои выводы с правилом в учебнике. (находят и читают правило в учебнике).
5. Первичное закрепление.
Упр. 135 (Запись в тетрадях числа и кл.раб.)
- Прочитайте вслух стихотворение о частице не.
- Почему автор так назвал свое стихотворение?
- А чего нельзя делать по отношению к птицам?
Работа в парах.
Задание: найти в стихотворении глаголы с частицей не, их выписать, частицу не подчеркнуть одной чертой.
Фронтальная проверка с доски.
Физминутка о птицах.
Быстрый клюв, (повернуть голову влево, вправо)
Зоркий взгляд, (показать на глаза)
Любим есть мух, (показать как кушают)
Певчий отряд. (показать на рот)
Крыльев взмах, (руки в стороны, помахать)
И - полет, (ходят по кругу)
Мы в небесах, (вытянуть вверх руки, потянуться)
Машем – Вперед! (вытянуть руки перед собой, потом в стороны и помахать)
- Чем питаются птицы зимой?
Работа в группах.
1 группа – зернышки.
2 группа – семечки.
3 группа – крошки хлеба.
4 группа – сало.
У каждой группы на карточках есть набор глаголов в начальной форме.
Задание – от данных глаголов образовать глаголы с частицей не.
Фронтальная проверка. Каждая группа после ответа насыпает в кормушку корм для птиц.
Самостоятельная работа по карточке.
Задание – списать предложение, добавить подходящий по смыслу глагол, найти глагол с частицей не и подчеркнуть его двумя чертами.
Фронтальная проверка с доски.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- Почему мы сегодня с вами так много говорили о птицах?
- Какой экологический праздник связан с птицами?
Международный день птиц отмечается 1 апреля. Этот праздник зародился в США в 1894 г. Апрель – первый настоящий весенний месяц, когда птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, преодолевая тысячи километров с более теплых краев.
В 1927 году была подписана Международная конвенция по охране птиц.