Конференции
2023-07-03 13:05 Январь 2023

СИНКВЕЙН-ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Макарова Ирина Вячеславовна
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 53 "Изи патыр"

Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют его общение и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Поэтому речевое развитие дошкольников с ОВЗ необходимо рассматривать, как основу коррекционной деятельности. Диагностика речевого развития детей с ОВЗ в нашем детском саду показала, что у 100 % детей наблюдается нарушения лексико-грамматических категорий и связной речи. Работая с такими детьми в детском саду, пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все педагогические методы, которые способствовали бы совершенствованию познавательных способностей, коррекции и развитию связной речи дошкольников с ОВЗ. Поэтому для более успешного развития связной речи детей с ОВЗ был разработан проект: «Синквейн-технология в развитии речи дошкольников с ОВЗ». Разработка и внедрение проекта «Синквейн-технология» актуальна и эффективна поскольку даёт ребёнку возможность не только успешно развивать и способствовать коррекции связного логического высказывания, но и позволяет экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.

Традиционный (классический) синквейн, как жанр поэзии, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии. Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, синквейн используется во многих странах мира, а с конца 90-х годов и в России. Синквейн-технологию, как технологию критического мышления, которая активизирует умственную деятельность дошкольников, через устную речь, в своей работе впервые применили Н. Душка и Н.Терентьева в 2005 году. Синквейн это - устное нерифмованное стихотворение из «пяти строк»:

1) первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею;

2) вторая строка – два слова, прилагательные;

3) третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) четвертая строка – фраза, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Цель проекта – внедрение «синквейн-технологии» для развития и коррекции связной речи дошкольников с ОВЗ. Задачи проекта: развитие речевых и творческих способностей детей, активизация процессов восприятия, внимания, памяти, повышение мотивации, интереса к занятиям, приобщение детей к процессу активного познания, объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по созданию синквейнов, широкое использование родительского потенциала, повышение компетентности воспитателей в вопросе развития связной речи детей, разработка и внедрение методических пособий, медиа и интернет-ресурсов.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что использование «синквейн-технологии» в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, позволит более эффективно и успешно развивать связную речь детей с ОВЗ. Объектом исследования является связная речь детей в процессе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ. Предмет исследования представляет собой процесс применения «синквейн-технологии» в условиях ДОУ, способствующий обеспечивать более успешное и быстрое развитие связной речи детей с ОВЗ. Новизна предлагаемой деятельности заключается в создании условий для развития личности, способной критически мыслить, а также развивать речевое творчество детей, что является повышением эффективности развития связной речи и профилактики речевых нарушений у детей и соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО.

Наш проект является практико-ориентировочным, долгосрочным и реализуется с сентября 2021 года по май 2022 года. Для реализации данного проекта на первом этапе был проведён анализ методики и содержания проекта, изучена методическая литература и состояние исследуемой проблемы в теории и практике. Для выполнения задач проекта было проведено анкетирование педагогов и родителей по данной проблеме, а также диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

На данный момент мы находимся на втором этапе реализации проекта, где проходят логопедические подгрупповые занятия с детьми с обучением составления синквейна и использованием дидактических игр и упражнений по обогащению, активизации словаря детей. На индивидуальных занятиях с логопедом дети составляют синквейн с помощью схем, моделей и рисунков. На занятиях с воспитателем дошкольники знакомятся с художественной литературой, окружающим миром, проводятся беседы, просматриваются иллюстрации по лексическим темам с использованием интерактивной доски. С целью включения родителей в совместную деятельность со своими детьми по развитию связной речи были проведены консультации и мастер-классы по обучению созданию синквейна, распространены буклеты: «Сочиняем синквейн вместе», а также организована выставка с демонстрацией синквейнов-рисунков детей. Ежемесячно для детей и их родителей проходят конкурсы: «Лучшее сочинение-синквейн», где родители привлекаются к созданию копилки синквейнов своих детей. С педагогами детского сада также ведётся работа по обучению составлению синквейна в форме консультаций и мастер-классов. Вниманию воспитателей была представлена презентация дидактических игр и пособий по развитию связной речи и активизации словаря детей.

На третьем этапе мы планируем провести повторное анкетирование с педагогами и родителями о результатах проекта, презентовать итоговую выставку лучших синквейнов-рисунков, а также копилку видео-синквейнов. При подведении итогов проекта также планируем диссеминировать данный опыт работы, систематизировать накопленный материал в виде разработки методического сборника, включающего в себя перспективное планирование занятий с использованием «синквейн-технологии» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В 2022 – 2023 учебном году предполагаем дальнейшее использование проектной деятельности «Синквейн-технология в развитии речи детей с ОВЗ» в сравнении с экспериментальной группой детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Данные промежуточной диагностики, проведённой в конце января, позволяют говорить о повышении уровня речевой активности детей на занятиях по развитию связной речи по сравнению с тем же периодом прошлого года. Уровень развития связной речи на январь 2021 г. составлял 25 % и 52,5% на январь 2022 г., т.е. рост речевой активности детей с ОВЗ с применением метода синквейн-технологии увеличился в два раза.

Таким образом, разработка и внедрение проекта «Синквейн-технология в развитии речи дошкольников с ОВЗ» более успешно позволяет проводить коррекцию речевой активности детей, а также эффективно развивать и совершенствовать связную речь дошкольников с ОВЗ. Синквейн-технология не только развивает речевые и творческие способности детей, но и активизирует процессы восприятия, памяти, внимания, приобщает детей к процессу активного познания, повышает мотивацию, интерес к занятиям. Данный проект способствует повышению уровня профессионального мастерства педагогов, а также компетентности родителей в вопросах совершенствования и развития связной речи детей с ОВЗ.

Литература:

1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии [Текст]: учебно-метод. пособие / В.М.Акименко. – Ростов н/Д изд. Феникс, 2008.

2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст]: кн. для логопеда / В.М.Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст]: кн. для логопеда / В.М.Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.

5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 Гин А. Приемы педагогической техники [Текст]: М.:Вита-Пресс, 2003.

6. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005

7. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Изд-во ВЛАДОС

8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.

9. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: кн. для логопеда / В.И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС

10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс.

11. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. // Журнал «Логопед», - бю. 2005№5.