А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?
А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?
2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.
Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится «Игра молчанка».
Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?
Человека окружает множество звуков.
Игра «Узнай по звукам»(на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа). Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.
Чем вы слушали? (Ушами).
Уши- это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).
4. Знакомство с термином речевой звук.
Игра «Звукоподражания».
Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).
Можно ли считать это речью?
Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.
А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.
А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.
Для чего речь нужна человеку?
Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.
5. Знакомство с органами артикуляции.
Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.
Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.
В домике этом
Красные звери,
Рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки
В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами):
Первая дверь это губы, вторая- зубы.
Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.
Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.
Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д) -здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).
Органы которые участвуют в образовании звуков можно назвать одним словом -артикуляционный аппарат.
Теперь посмотрим на схему артикуляционногоаппарата и назовем его части:
Щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо все органы находятся в ротовой области. А также глотка и гортань.
6. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы,зубы и язык выполнять разные упражнения: «Иглочка», «Лопата», «Качели»…
Молодцы, ребята, напомните какое сейчас время года? Правильно осень, несмотря на то, что на улице лежит снег у нас все еще осень, точнее последний месяц осени- ноябрь.
Давайте немного отдохнем, встали 7. Физминутка.
Мы – листики осенние руки вверх, покачивающие движения влево-вправо; На веточках сидели присесть, взмахивая руками; Дунул ветерок – встать, взмах руками вперед; И мы полетели. легкие взмахи руками;
Летели, летели. легкие взмахи руками;
И на землю тихо сели. медленно присесть.
8. Дыхательная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки»).
9. Понятие звуки. Характеристика звуков.
Мы сегодня много говорим о звуках, а что такое звуки?
Даем характеристику звукам гласным и согласным.
Работа со фишками и схемами.
10. Звуковой анализ слов.
Теперь выложим из фишек слово: лук, оса, луна.
11. Понятие буквы.
Ребята, вспомним, что звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. У каждой буквы есть свое название. Например звук (л) а, бувка эл и т. д.
12. Выложим букву из шнурочков.
Но вначале нам необходимо выполнять упражнения для пальчиков. «Проглот»(с использованием салфетки).
13. Итог.
Ребята, что мы делали сегодня на занятии? Вам понравилось занятие? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.