Соколова Е.Н. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Соколова Елена Николаевна учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 30»
Библиографическое описание: Соколова Е.Н. Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Я нахожу нужную информацию, затем, переработав и размножив её, устанавливаю на все компьютеры и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Современный урок трудно представить без использования ЭОР, учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете. В условиях внедрения ФГОС НОО урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы. Для меня, учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. В реализации всех этих задач мне, как учителю, помогает учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. (ЭОР). Применение ЭОР помогает мне: экономить время на уроке, углублять погружение в материал, повышать мотивацию обучения, возможность одновременно использовать аудио-, видео-, мультимедиа материалы, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно. И очень хорошо, что младшие школьники сегодня не остаются в стороне. У меня в классе установлена интерактивная доска, которая позволяет на большом экране демонстрировать подготовленные электронные ресурсы, работать с ними в интерактивном режиме. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. Имея в кабинете интерактивную доску SmartNotebook, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. SmartNotebook позволяет растянуть страницу и записать нужную информацию, перейти быстро на следующую. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Просмотрел, отвлёкся и не знаешь, что надо записать на месте пропуска… Индивидуальная работа у доски выполняется на «Ура». Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызывает восторг! Такая работа у доски является поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание и т.п. На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках. В настоящее время разработано немало программных материалов для уроков в школе I ступени. Одним из таких является учебно-методический комплект «Начальная школа. Уроки из медиатеки Кирилла и Мефодия». Этот комплект представляет собой систему электронных образовательных ресурсов по русскому языку, математике, окружающему миру, информатике, адаптированных для персонального компьютера школьника. Ресурсы представляют собой электронную базу иллюстраций, анимаций, интерактивов и видеофрагментов. При применении данного комплекта уроки становятся насыщеннее, интереснее, разнообразнее. Ученик, работая на компьютере, может выбрать оптимальный для себя темп работы; возможность рассмотреть разнообразные способы представления информации; он не боится сделать ошибки, так как имеет возможность вернуться и исправить их. Как следствие этого повышается мотивация обучения, возрастает интерес. Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - это более 10000 удивительных фактов и явлений, богатейшая сокровищница знаний обо всем. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Также в своей работе я использую компьютерные тренажеры по различным предметам. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем: быстрая обработка результатов, определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции), объективность оценки учащегося.
Проектно-исследовательская деятельность одна из форм реализации деятельностного подхода в воспитании учащихся. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методике обучения. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. За прошлый учебный год с детьми реализовали несколько проектов, в которых дети знакомились друг с другом, обменивались информацией о себе, о школе, о своих увлечениях.
Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, но составленные таблицы, схемы, наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне. Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.
Библиографический список
1.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: 2007.
2.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009
3.Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,2009
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.:,Мысль, 2005.- 124 с.
4.Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – СПб. Просвещение, 2001.
5.Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. - 2003. - № 2.