Публикации
2023-09-20 08:48 2021 (№ 17-31)

Воробьева О.И. СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Библиографическое описание:
Воробьева О.И. Система творческих заданий на уроках литературного чтения // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Что же представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость? Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает?

Урок литературного чтения, особенно в начальной школе - это всегда урок творчества. Прежде всего, это творчество самого учителя, и, если оно есть, будет и творчество учащихся. Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество самое характерное для школьного возраста.

Литературное чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению выдвигается задача обучения восприятию художественного произведения.

Именно в начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся. Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила бы шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В работе с детьми я использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.

Виды творческих работ с пословицей:

1. Составить поучительный устный рассказ по пословице.

2. Выбрать сказку, к которой подходит пословица.

3. Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», - так сказал Н.Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой.

В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

В действительности, мы все сейчас живём в новой реальности, и для педагогов, родителей особенно актуальными становятся вопросы воспитания творческих личностей, имеющих инициативность, способность оригинально мыслить, находить нестандартные решения и так в итоге поддерживать свою конкурентоспособность.

Каждый год к нам приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Они мыслят все быстрее, информации о событиях и фактах у них все больше… вот только… удивляются они все меньше и меньше. Меньше восхищаются. Более спокойны в своем более однообразном круге интересов.

Так какими должны быть условия для творчества? Я убеждена, что у каждой личности есть потребность в творческом самовыражении, и нельзя упускать тот благодатный детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания.