Современные школьники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах. Так как тема как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
В данном проекте представлен методический материал по формированию начальных представлений о нашей планете Земля, о космосе, освоение космоса. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.
Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: презентация «Этот загадочный космос», макет солнечной системы, глобус, проектор звёздного неба.
Проект поможет научить добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять в различных видах детской деятельности.
Актуальность выбора темы и значимость исследования.
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство» К.Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность школьников.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Цель проекта:
- формирование у школьников начальных представлений о Вселенной посредством систематизации знаний о Солнечной системе и её планетах.
Задачи проекта:
- закрепить сенсорные понятия цвета, формы, структуры предмета через исследовательскую деятельность;
- познакомить с понятием «скафандр», «спутник», «кратер»;
- развивать интерес к самостоятельной практической деятельности;
- способствовать развитию умения проявлять исследовательское поведение, с удовольствием участвовать в экспериментах, организуемых взрослым;
-способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство;
- способствовать ознакомлению с историей освоения космоса
Гипотеза для исследователя: предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Можем ли мы сами изучить неизведанный мир Вселенной?
Гипотеза для руководителя: допустим, что астрономия – это наука доступная только взрослым. Могут ли дети через собственную исследовательскую деятельность сформировать первоначальные представления о космосе.
Планируемый результат исследователя:
- сформированность элементарных знаний по теме «Космос»;
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, презентаций, видеофильмов, анкетирование);
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение работы, использование различных инструментов для изображения);
- проблемно – мотивационный;
- наблюдение;
- творческая деятельность.
Развитие интегративных качеств:
«Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Этапы реализации проекта
Этап
Содержание
работы
Предполагаемые результаты
1-й этап - подготовительный
Определение цели и задач
1) Сбор информации по теме «Космос».
2) Подбор иллюстративного материала на тему о космосе
3) Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
Накопление информации по теме
Оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме
Изготовить памятки для родителей
Оформить информационный стенд для родителей «Загадочный мир космоса»;
2 - й этап -
практический
Работа с детьми
Художественное творчество
1. Рисование: «Планеты солнечной системы».
2. Лепка: «Ракета».
3. Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы».
4. Рассматривание иллюстраций, чтение книг, журналов.
5. КВН на тему «Космос».
Организованная познавательная, игровая, творческая деятельность детей в классе.
Наличие методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.
3 –й этап - эксперимент
Экспериментальная деятельность.
«Почему мы видим разные части Луны?»
«Лунные кратеры»
4 – й этап – познавательный и общеразвивающий
1. Чтение А.А.Анпилова «Ю.А.Гагарин»
2. Просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты».
3. Чтение рассказов по заданной тематике.
4. Прослушивание музыкальных произведений по теме, разучивание песен по выбору детей.
5. Разучивание стихов на тему: «Космос»
6. Выступление перед детьми других классов: «Этот неизведанный космос».
7. Презентации:
- «Путешествие в космос»
- «Будущее космоса»
- «Значение космоса для человека»
Библиографический список
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
2. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.
4. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.
5. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
6. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.