Конференции
2024-02-13 12:41 Ноябрь 2023

РОЛЬ СЕМЬИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Косарева Лариса Николаевна
воспитатель
МБОУ "Знаменская СОШ" отделение по дошкольному образованию № 4, пгт Знаменка, Орловский МО, Орловская область

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к историческим, природным и культурным ценностям нашей родины. Тем более, что нам есть чем гордиться. Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В последние годы огромные изменения произошли в нашей стране. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. На общегосударственном и областном уровне в Концепции патриотического воспитания граждан РФ, Указе Президента РФ от 20 октября 2012г. N1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» закреплены такие понятия как гражданственность, патриотизм. Значимость патриотического воспитания отражается и в ФЗ «Об образовании», в котором В.В. Путин предложил дополнить определение воспитания и закрепить в законе, что воспитание должно быть направлено и на формирование у учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям», к природе и окружающей среде.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Патриотизм – это глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее. Патриотизм передается поколениями и является одной из основных национальных традиций. Он осознанием исторического бытия народа, ибо Родина – это не только страна, но и вся ее история. История ее культуры, ее духовного становления во времени. Это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его пробудить.

Как неудивительно, но гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Формирование фундамента основ личности закладывается с детства. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную.

Но, к сожалению, в наше время в патриотическом воспитании детей в условиях семьи невооруженным глазом стали заметны такие недостатки:

1) отсутствие у многих родителей, особенно молодых, знаний и умений, необходимых для осуществления патриотического воспитания детей различных возрастов;

2) незнание специфических для семьи средств и форм патриотического воспитания детей;

3) негативное отношение части родителей к вовлечению детей в общественно-полезный труд, связанный с заботливым отношением к ветеранам войны и труда, воинам-интернационалистам, с охраной природы, памятников истории и культуры, с благоустройством своих городов;

4) снижение роли отдельных семей в политической, морально-психологической и патриотической подготовке сыновей для службы в армии;

5) отсутствие у определенной категории семей положительного примера в патриотическом воспитании.

Исходя из данных выводов видно, что именно семья является фундаментом, основой воспитания у детей гражданско-патриотических чувств.

Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Каждая семья имеет определенные роли, которые она выполняет:

· Во-первых, именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

· Во-вторых, важная функция семьи убеждать, увлекать детей полезными делами. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность.

· В-третьих, воспитание возрастет в результате помощи со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции.

· В-четвертых, это помощь ребенку со стороны родителей постепенно входить в мир больших социальных идей и чувств.

Как же грамотно выполнить все эти функции? С какого возраста начинать? И какими методами воспитывать чувство патриотизма? На этот вопрос нет четкого ответа.

Воспитание качеств патриотизма начинается с пеленок: с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо своей страны, что село, лес, река, которые ребенок видит каждый день, – это и есть его Родина. Любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Ведь история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли они своих знаменитых предков? Ребенку об этом надо рассказать, показать семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России — это естественным образом воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше: хорошо учиться в школе, честно трудиться, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Семья является одним из главных социальных институтов, где закладываются и развиваются основные стереотипы поведения ребенка в обществе.

Невозможно организовать воспитание ребенка, если родители не являются союзниками педагогов. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в патриотическом воспитании ребенка. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся — вот задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут, а главное, должны прийти родители.

Как же помочь родителям приобщить детей к гражданско-патриотическому воспитанию?

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

От того, насколько патриотично настроены отец и мать, во многом зависит, каким будет их ребенок. Ребенок чрезвычайно подражателен. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, родственников, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел свой эмоциональный опыт. Кроме того, изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

Прививайте положительное отношение ребенка к своей семье, уважение к семейным традициям.

3. Знакомьте своего ребенка с историей нашей страны, с памятными и историческими местами своей Родины.

Помните, что воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

Для того, чтобы человек любил свой город, поселок он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, поселка о великих людях, живущих и живших когда-то в нем. Замечательно, когда практикуются семейные прогулки, когда у семьи есть любимые места в городе, поселке.

Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

Нам родителям, учить любить родину надо не словами, а делами.

4. Рассказывайте детям о природе родного края, о парках и лесах, о животных и птицах родного края. Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает Родина.

Любить свою Родину, гордиться ею – значит быть патриотом.

Обязательно путешествуйте. Показывайте ребенку всю красоту увлекательную историю родных краев. Не забывайте и о том, как богата событиями история нашей Родины. Чаще рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю нашей страны, о подвигах героев, знаменательных событиях. Посещайте с детьми музеи нашего города, монументы, памятные места.

5. Смотрите с ребёнком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Обсуждайте, интересуйтесь мнением ребенка, выражайте свои позитивные эмоции. Не научив ребенка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нем патриота. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать ее в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев – все эти качества прививаются с детства.

6. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны. Поощрение успеха развивает активность, как раз с этого часто начинается активный патриотизм.

8. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

Наше отношение к ребенку – это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется.

Подводя итог, вывод однозначен – семья играет важнейшую роль в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Именно от семьи зависит, какими вырастут дети. А от того, какими они вырастут, зависит, какой в будущем будет наша Родина. Поэтому очень важно, чтобы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину.