Оглезнева А.В. ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «В МИРЕ СКАЗОК»
Оглезнева Анастасия Владимировна воспитатель, МБДОУ детский сад № 248, г. Ижевск
Библиографическое описание: Оглезнева А.В. Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «В мире сказок» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
6. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма, способствовать воспитанию доброты, желанию помочь тем, кто нуждается в помощи;
7. Закрепить знание детей.
Предварительная работа:
1. Изготовление атрибутов к сказке;
2. Подбор костюмов персонажам;
3. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа по сказкам.
3. Заключительная часть.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы приветливы, радостны, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через рот обиды и огорчения. А теперь пожелайте доброго дня друг другу и поздоровайтесь с нашими гостями (присаживаемся на стульчики).
Воспитатель: «Ребята, а вы любите сказки?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «А какие сказки вы знаете?»
Дети: «Золотой ключик, Снегурочка и т.д.»
Воспитатель: «Ребята, а на какие группы можно разделить сказки?»
Дети: «Сказки о животных, волшебные, бытовые, авторские, русские народные сказки»
Воспитатель: «Давайте подумаем, почему сказки объединили в группу русских народных сказок?»
Дети: «Потому, что это произведение устного творчества русского народа»
Воспитатель: «А какие это сказки?»
Дети: «Теремок, Лисичка-сестричка и серый волк и т.д.»
Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, а авторские сказки чем отличаются от русских народных сказок?»
Дети: «Эти сказки имеют одного автора, писателя»
Воспитатель: «Какие вы знаете авторские сказки?»
Дети: «Буратино, Красная шапочка и т.д.»
Воспитатель: «Кто написал сказку «Буратино»?»
Дети: «Алексей Толстой»
Воспитатель: «А сказку «Красная шапочка»?»
Дети: «Шарль Перро»
Воспитатель: «Ещё вы назвали группу сказок про животных. Почему группу так назвали?»
Дети: «Герои этих сказок дикие звери. Животным присущи человеческие черты»
Воспитатель: «Какие вы знаете сказки про животных?»
Дети: «Три медведя, Волк и семеро козлят, Кот в сапогах, Красная шапочка и т.д.»
Воспитатель: «Хорошо, молодцы! Какую группу вы ещё не назвали?»
Дети: «Бытовые»
Воспитатель: «Почему она так называется?»
Дети: «В сказке описываются события повседневной жизни, здесь нет чудес. Есть реальные герои - муж, жена, солдат»
Воспитатель: «Какие вы знаете бытовые сказки?»
Дети: «Каша из топора, Корешки да вершки, Курочка ряба и т.д.»
Воспитатель: «И последняя группа, это?»
Дети: «Волшебная»
Воспитатель: «Почему так назвали группу?»
Дети: «В этих сказках главный герой борется с чудовищами, преодолевает препятствия и побеждает зло»
Воспитатель: «Какие вы знаете волшебные сказки?»
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему велению, Золушка и т.д.»
Воспитатель: «Какие вы молодцы! А вы знаете из чего состоит сказка?»
Дети: «Зачин, середина, концовка»
Воспитатель: «Как обычно начинается сказка? С каких слов?»
Дети: «В некотором царстве …, жили-были …, это случилось давно …»
Воспитатель: «А какими словами заканчиваются сказки?»
Дети: «Стали они там жить поживать …, Вот и сказке конец, а кто слушал молодец и т.д.»
Воспитатель: «Ребята, а скажите, пожалуйста, чему учат сказка?»
Дети: «Конек-горбунок, Бычок-смоляной бочок и т.д.»
Воспитатель: «А в какой сказке волк испугался зайца?»
Дети: «Сказка о храбром зайце»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»?»
Дети: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо» в яйце игла — смерть Кощея!»
Воспитатель: «Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда?»
Дети: «В сказке «Морозко», Марфушка в награду за лень получила лёд»
Воспитатель: «В какой сказке главная героиня превратилась в облачко?»
Дети: «В сказке «Снегурочка»»
Воспитатель: «Какие вы молодцы! Всё знаете про сказки и их очень любите. А хотите очутиться в сказке?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Тогда устраивайтесь поудобнее и смотрите сказку. Сказка называется «Зайчик-рыбак»»
Сказка «Зайчик - рыбак».
Ведущий:
Зайчик удочку нашел,
Удить рыбу он пошел
Накопал червей лопаткой,
Взял с собой капусты сладкой.
Скачет зайчик по кустам…
Зайчик: (поёт)
Трам-там-там,
Трам-там-там.
В речке чистая водичка,
Будет окунь и карась
Рыбка, рыбка, попадись,
Рыбка, рыбка, берегись!
Ведущий:
Вмиг Сорока прилетела –
До всего Сороке дело.
Сорока:
Мне, Сороке – Белобоке,
Все известно.
Все, что вижу,
Все, что знаю,
Интересно.
Я на дереве сижу,
Во все стороны гляжу:
Кто проедет,
Кто пройдет –
От меня он не уйдет.
Зайчик:
Здравствуй,
Здравствуй. Белобока!
Ты откуда?
Сорока:
Издалека.
Что в ведерке?
Зайчик:
Червячки,
Удочка и поплавки.
Я рыбак бывалый
Побежал за рыбкой,
За большой и малой.
Сорока:
Я Сорока-Белобока
Знаю, где река-протока,
Карасей там пруд пруди.
Зайчик:
На протоку побегу,
А ты Лисичке ни гу-гу.
Сорока:
Ладно, ладно,
Разве можно?
Я про то не расскажу,
Я секретом дорожу.
Зайчик:
До свидания!
Сорока:
До свидания!
(помахали, заяц убежал)
Появляется белка.
Ведущий:
Белка по лесу гуляет,
Землянику собирает.
Белка:
Как я по лесу пойду,
Землянику я найду.
Положу ее в корзину.
Насушу ее на зиму.
Эх, по лесу пойду,
Эх, ягоды найду.
Сорока:
Белка, Белочка, постой!
Ты куда спешишь?
Белка:
Домой.
Сорока:
У меня такой секрет,
Никому не скажешь?
Белка:
Нет.
Сорока:
Зайчик удочку нашел,
Удить рыбку он пошел.
Зайчик там на берегу,
Ты Лисичке ни гу-гу.
Белка:
Ладно, ладно,
Разве можно?
Буду очень осторожна.
Никому на белом свете
Я про то не расскажу,
Я секретом дорожу.
(Белка уходит, Сорока "летит" в сторону).
Появляется Ёж.
Еж:
Если только захочу,
Я иголки наточу.
И схватить мои иголки
Не посмеют даже волки,
Даже змейки от меня
Уползут, как от огня.
Сорока:
Ежик, Ежик, подожди,
Еж:
Некогда, ежата ждут...
Сорока:
Посиди, хоть пять минут.
(садятся рядом)
У меня такой секрет!
Никому не скажешь?
Еж:
Нет.
Сорока:
Зайчик там на берегу,
Ты Лисичке ни гу-гу.
Еж:
Никому на белом свете
Я про то не расскажу.
Я секретом дорожу.
Ведущий:
Ежик очень торопился.
Он Сороке поклонился.
Тут Сороке бы лететь,
Задержал ее Медведь.
Сорока:
Мишка, Мишенька, Медведь,
Хочешь вместе посидеть?
Медведь:
Я спешу, проголодался...
Сорока:
Вот уж сразу заломался.
Расскажу тебе тайком,
Как стал Зайчик рыбаком.
Зайчик там на берегу,
Ты Лисичке ни гу-гу.
Медведь:
Никому на белом свете
Я про то не расскажу,
Я секретом дорожу.
(Медведь уходит, Сорока "улетает').
Скачет Зайчик, увидел реку.
Зайчик:
Вот уже река-протока,
Это вовсе недалеко,
Под березкой посижу,
На протоку погляжу.
(Зайчик садится, его не видно).
Летит Сорока.
Сорока:
Я Сорока-Белобока
Знаю, где река-протока,
Зайчик там, на берегу.
Я Лисичке ни гу-гу.
Расскажу я двум лягушкам,
По секрету комару,
А уже от комара
Пусть узнает мошкара.
(Улетает.)
Зайчик:
Вот Сорока, вот болтушка!
Что же делать? Как тут быть?
Как Лису перехитрить?
Не пойду я на реку!
Ведущий:
Скачет Зайчик по кустам.
Зайчик:
Трам-там-там, трам-там-там.
(Сел, выходит Лиса)
Лиса:
День была на берегу.
Обежала всю тайгу,—
Там гнались за мной собаки.
Зайки нет, все это враки.
Сорока:
Ты, Лиса, не кипятись.
Лиса:
А, ты здесь?
Ну, берегись!
Говорила про Зайчишку?
Сорока: (удивленно)
Да откуда ты узнала?
Лиса: (сердито, возмущенно)
Всему лесу ты болтала.
Где Зайчишка? Как узнать,
Где теперь его искать?
Убегают друг за другом. Скачет заяц.
Зайчик:
Как я рад. Как я рад,
Что увидел здесь ребят!
Я совсем-совсем не трус,
А Лисы чуть-чуть боюсь.
Ведущий:
Зайчишка, прячься, мы тебе поможем!
Песня Лисы.
Между сосен и берез
Промелькнет мой рыжий хвост.
Я Лисичка, я Лиса,
Всему свету я краса.
Звонко песню запою,
Всех зверят перехитрю.
Лиса:
Добрый день, детишки!
Нет ли здесь Зайчишки?
Ведущий:
Скажем дети:
Зайки нет, Зайки нет!
(Лиса убегает, выходит Зайчик)
Зайчик:
Вот спасибо! Вот спасибо!
Наловлю теперь я рыбы.
Сейчас, сейчас, и рр-раз!
(Поймал. появляется Рыбка Золотая)
Ведущий:
Только хотел Зайчик
Положить рыбку в ведро,
Как вдруг она заговорила.
Рыбка:
Отпусти меня, Зайчик, на волю.
Я исполню все твои желанья.
Зайчик:
Ступай себе на простор,
Но только, чур, уговор:
Исполни три моих желания
И первое желание –
Вкусная морковка!
Рыбка:
Хорошо, Зайчик!
(и уплывает,Ловит морковку.)
Зайчик:
Ах, какая вкусная морковка
(закидывает удочку)
Рыбка, рыбка, покажись.
Рыбка:
Что надобно тебе Зайчик?
Зайчик:
Морковкой я полакомился.
Исполни моё второе желание.
И хочу сделать приятное для наших ребят.
Рыбка:
Хорошо, Зайчик.
Я использую твое второе желание.
(вылетает мяч и звучит музыка)
Ведущий:
Давайте, ребята, встанем и с нашим Зайчиком поиграем в игру «Передай мяч».
Пока звучит музыка вы передаёте мяч по кругу, музыка замолкает и у кого остаётся в руках мяч выходит в середину и танцует.
(Игра повторяется 3-4 раза)
Ведущий:
Молодцы, ребята! Дружно вы поиграли. А сейчас присядем на места.