ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ
Попова Ирина Александровна старший воспитатель Моисеенко Анжелика Игоревна воспитатель Плигина Елена Геннадьевна воспитатель МБОУ «Мисайловская СОШ № 1», Московская область, Ленинский г. о., д. Мисайлово
С детьми шестого года жизни работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель продолжает опираться на опыт ребенка. Который значительно обогащается к 6 годам жизни. И на новые впечатления, полученные в результате активных наблюдений. Но роль иллюстраций к произведению значительно меняется. Педагог уже имеет возможность свободно использовать не только непосредственно иллюстрированных произведений к тексту, но и репродукции картин, помогающие осмысливать литературное произведение его выразительные и изобразительные средства, в результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.
На седьмом году жизни с детьми чаще проводятся экскурсии в природу, подготавливающие детское воспроизведение к опосредованному знакомству с пейзажем. Педагог стремится сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство.
Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах. Рассматривание иллюстраций картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности, образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках. Педагог развивает у детей 6-7 года жизни умение сравнивать художественные произведения между собой и сопоставлять их уже имеющимися у ребят заложенными в поэтических строках представлениями о каком-либо природном явлении, видеть неповторимый колорит живописных пейзажей и те средства выразительности, которые используют художники и поэты. Знакомство дошкольников с пейзажем следует проводить в музеях эти экскурсии впечатляют активность, заинтересованность. При организации работы по развитию эстетического восприятия детей педагог должен учитывать, что не каждое художественное произведение может быть использовано в этих целях. Занятия по ознакомлению с пейзажной живописью строится несколько иначе, чем с портретной и натюрмортом. Как по структуре, так и по методам их проведения, это обусловлено особенностью пейзажного жанра, чтобы научиться понимать и чувствовать произведения пейзажной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного «языка» данного жанра, это можно достичь при условии систематических встреч с произведениями живописи и организационных бесед. Первая встреча с пейзажной живописью сложна тем. Что воспитателю необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик на данный жанр живописи и устойчивый интерес к нему, а также дать понятие детям о том, что такое пейзаж, для чего его создают художники и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Первую встречу с пейзажем лучше проводить в музее или в детском саду с использованием подлинника и его репродукций. Первая беседа по пейзажу строится следующим образом. Воспитатель предлагает детям принести несколько картинок с изображением природы, далее педагог объясняет. Что в каждом пейзаже, где изображена природа скрыта «художественная», «тайна», которую люди отгадывают, если внимательно вглядываются в изображение. После первой встречи с пейзажем его оставляют группе, чтобы дети всматривались в него. Открывали «тайну» изображенного произведения, а затем при встрече рассказывали о нем.
Беседы о пейзажной живописи строятся на основе трех групп вопросов:
1. Вопросы, побуждающие детей к устному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины. «Что изображено?», «Что можете рассказать о пейзаже?», «Что заметили первым в картине?», «Что еще изображено?»
2. Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного произведения. «Что рассказывает пейзаж?», «Почему художник изобразил его таким?», «О чем говорит пейзаж?», «Какую «тайну» в пейзаже раскрыта рука художника?»
3. Вопросы. Помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция, расположение, фон, детали, цветотень и т.д.) «Почему такой тон картины?», «Почему одна часть картины светлая. А другая темная?», «Почему художник изобразил в таком состоянии природу?». Ставя вопросы, мы раскрываем перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные. темные тона в картинах, с грустным содержанием. Яркие, насыщенные -в радостных. Цветовые контракты использующего для выделения главного.
Логика сочетания вопросов обусловлена пейзажной живописью. Целостное восприятие (что?), затем перейти к деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому, какой пейзаж?
В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, чувственный метод, метод оживления, детских эмоций. С помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы