ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Г. ПЕРМИ – ДОМ МЕШКОВА Н.В.» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Кочнева Надежда Юрьевна воспитатель Якимова Александра Юрьевна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 46", г. Пермь
Актуальность проекта
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Небольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Музейная педагогика помогает приобщать детей к социальному миру, к прошлому и настоящему своей культуры, воспитывать любовь к малой и большой Родине, знакомить с символикой города и государства; вести ребенка в мир искусства, развивать его художественную культуру. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.
Цель проекта: расширение у старших дошкольников представление о родном городе средствами музейной педагогики.
Задачи:
• Обучающие:продолжать знакомить с историей своего города, его достопримечательностями;расширять кругозор, формируя интерес к музейным ценностям;формировать представление о том, что история семьи – это малая часть истории города. формировать представление о профессиях сотрудников музея.
• Развивающие: формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развивать творческого мышления и воображения; развивать умение понимать смысл пословиц, поговорок и сказок о деньгах и труде, обогащать словарный запас детей; способствовать развитию проектно- исследовательских умений и навыков
• Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, уважение и бережное отношение к традициям предков; формировать положительные отношения и вкус музейным ценностям.
• Задачи по работе с родителями: вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города; формировать у родителей интерес к обучению своих детей основам музейной педагогике через активное привлечение родителей к детским проектам и оформлению материала РППС.
Проблемная ситуация – создание видеосюжета для участия в Городском Фестивале видеосюжетов «Пермский край – взгляд снизу».
Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников (законные представители).
Продолжительность проекта: средняя продолжительность - с января по май
Запланированный результат:
Для детей: обогащенные и систематизированные знания о нашем городе, его истории, культурной жизни города, достопримечательностях, расширенные представления о музеях, направленных на сохранение культуры и истории города, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности, творческая реализация.
Для родителей: повышенная компетентность родителей по данной теме, избрание родителями нужных ориентиров в воспитании, укрепление детскородительских взаимоотношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Материалы и оборудование: методическая литература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия, компьютер, мультимедиа.
Этапы проведения проекта:
1. Этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Подбор методического, художественного, иллюстрируемого материала, наглядная информация для родителей, использование ИКТ, подбор материала для продуктивной деятельности. Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности: составление консультаций, информаций, тематического родительского собрания. Разработка этапов проектной деятельности. Создание предметно-развивающей среды (Мини-музея «История моего города и края»). Разработка примерных конспектов совместных мероприятий и экскурсий. Разработка дидактических игр. Составление викторины. Выставки детских работ. Ознакомление с проектом «Пермский край – взгляд снизу», составление плана создания видеосюжета.
2.Этап – основной деятельностный этап - совместно - организованная деятельность с воспитанниками и их родителями.
Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития.
Методы и формы и приемы реализации содержания (Приложение 1):
Иллюстративно – наглядный материал в совместной и самостоятельной деятельности: рассматривание альбома «Музеи города Перми»; рассматривание иллюстраций и рассказы из опыта детей «Такие разные музеи города Перми» (детские проекты - Самостоятельное посещение музея детьми совместно с родителями, рассказы детей об увиденном, оформление презентации, фотовыставки); детская сокровищница «Чудо экспонаты» (коллекции); НОД «Виртуальная экскурсия по музею «Дом Пермских древностей» при помощи интерактивных средств (на базе детского сада) (закрепление ранее полученных знаний, воспитание положительного отношения к различным формам посещения музеев); посещение мини-музея в ДОУ «Пермский край. Пермь – столица Пермского края» (пополнение экспозицию музея экспонатами)
Беседы и рассказ воспитателя. Беседы с детьми на тему «Музеи моего города», «Правила поведения в музее», «Музейные профессии» (Формирование понятий: музеи, музейные коллекции, роль сотрудника в музее). Рассказ воспитателя о предпринимателе и меценате Николае Васильевиче Мешкове.
Чтение художественной литературы, пословицы, заучивание стихотворений: чтение загадок и стихов про музеи; конкурс – выставка «Книжки - малышки» (загадки, пословицы о предметах быта старины и о предметах, которые есть в групповом мини-музее)
Дидактические и настольные игры: дидактические игры «Все работы хороши» (знакомство с работниками музея), «Узнай по описанию» (о предметах быта старины, экспонатах мини-музея, достопримечательностях и памятниках города); настольная-печатная игра «Зеленая линия Перми», «Красная линия Перми».
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсовод», «Реставратор», «Художник» (развитие игровой деятельности детей).
Слушание и разучивание песен: прослушивание музыкальных произведений о городе Перми.
Фотовыставка и рассказы на тему «Как мы ходили в музей», «Туристические прогулки по городу».
Мини-музеи «Предметы старины и быта», «Мой родной край», «Музей часов», «Коллекции», «Музей минералов и изделий из них», (Формирование интереса и потребности дальнейшего посещения музеев. Собирание детьми коллекций различной тематики).
Создание Краеведческого мини-музея в группе. Разделы и экспонаты нашего Краеведческого мини- музея.
Раздел «Предметы старины и быта». В нем размещены самые разные предметы из дерева. В каждый экспонат музея вложено бережное отношение, так как это детские семейные предметы (реликвии). Все экспонаты музея можно трогать руками и можно использовать в процессе проведения занятий или игр.
Раздел «Мой родной край». Край лесов – эта стихия животных, об этом рассказывает макет «Весна в лесу». В этом разделе собран материал, отражающий образ жизни динозавров, дети имеют представление о пермском периоде. Детям показывается видео экскурсию «Дом Пермских древностей». В конце- проводятся подвижные игры, где главный персонаж- медведь, символ Пермского края.
Раздел «Музей часов». Представлены разнообразные часы и изображения их, сделанные в разных видах. Представлены водяные часы, изготовленные воспитанником совместно с родителями. Часы активно используются на занятиях.
Раздел «Музей минералов и изделий из них». В нем представлены репродукции картин русских художников, фотографии, которые изображают «Уральские горы», альбом о горных профессиях, альбом «Полезные ископаемые. Изделия и украшения из минералов и камней». Детская коллекция минералов и камней. Раздел очень востребован детьми: перебирание, взвешивание камней, выкладывание различных фигурок, вызывает интерес к данной теме. Для расширения детского кругозора подбирается литературные произведения о минералах; легенды и тд.
Раздел «Такие разные телефоны» - игрушки, разные виды телефонов, алгоритм вызова различных служб помощи. Телефоны используются в игровой деятельности.
Раздел «Детские Коллекции». Демонстрируя свою коллекцию другим ребятам, рассказывая различные истории о ней, позволяет детям раскрыться. Другие дети с интересом задают вопросы, сами рассказывают о подобных предметах и коллекциях
В нашем музее, были подготовлены стенды. Они представлены детям, как «Зал трудовой славы!», «Зал боевой доблести». «Зал трудовой славы!» - представлен фоторепортажами о профессиях и работе родителей. «Зал боевой доблести» - рассказы и фотографии о боевой истории семьи, о прадедушках, прабабушках.
На занятиях по изобразительному творчеству дети рисуют понравившиеся экспонаты. Подбирают загадки, затем все детские работы со стихами оформляются в виде маленьких книжек, альбомов, которые тоже хранятся в нашем мини- музее.
Организация творческой выставки продуктов изобразительной деятельности: рисование «Что я видел в музее», «Мой любимый музей»; лепка «Отгадки на загадки из книжек – малышек».
О проекте «Пермский край – взгляд снизу». Просмотр видеороликов с воспитанниками, предложенных в проекте «Пермский край – взгляд снизу» - видеоуроки для дошкольников «Ораторское мастерство для дошкольника», «Как не боятся камеры». Рассказ воспитателя о здании Дома Мешкова, рассматривание альбома. Экскурсия воспитанников и их родителей в краеведческий музей «Залы краеведческого музея», залы «Трудовой славы», «Боевой славы»,
Итоговое мероприятие – викторина «Знатоки города Перми»
Работа с родителями.
Привлечения родителей в образовательный процесс: анкетирование; консультация для родителей ДОУ «Приобщение детей к музею»; памятка для родителей «Посещение музея с детьми - правила поведения»; папка передвижка «Музеи города Перми».
Кроме совместных мероприятий, дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью по проекту: изучают историю города; знакомятся с достопримечательностями, с известными жителями города проводят туристические прогулки по городу; составляют информацию о достопримечательностях; составляют иллюстрированные рассказы о музеях города и профессиях людей работающие в музеях (оформление презентации или фотовыставки по проекту).
О проекте «Пермский край – взгляд снизу». Анонсирование проекта, разъяснение задач работы по данному проекту. Видеоинструкции для педагогов и родителей «Как правильно сделать видеосюжет», «Как провести монтаж». Просмотр видеороликов для родителей и детей
Продукты проекта: викторина «Знатоки города Перми»; папка-передвижка «Музеи города Перми»; краеведческий мини-музеи: «Предметы старины», «Мой родной край», «Музей часов», «Музей минералов и изделий из них», «Коллекции»; изготовление книжек – малышок «О Перми я расскажу», «Загадки о предметах старины и не только!»
Мы считаем, что такого рода приобщения маленьких детей к культуре, ценностям, развивает не только их интеллект, но и нравственность; познавательный интерес и гуманные чувства. Ведь как еще маленькому ребенку рассказать о том, что такое музей, культурные ценности, привить любовь к искусству. Познакомить с историей города, с известными людьми, которые внесли большой вклад в развитие нашего города, страны. Воспитывать гордость, что мы живем в прекрасном городе, где жили и трудились замечательные люди.
Создание нашего мини- музея в группе и его использование в образовательной деятельности способствует развитию всех перечисленных выше задач. К тому же использование мини- музея по теме занятий, делает его более необычным и интересным для восприятия детей. Дети имеют возможность, не выходя из детского сада совершить экскурсию, узнать подробно о том, что такое музей, расширить свой кругозор.
В рамках этого проекта была разработана викторина для детей подготовительной группы, подготовлен видеоролик «Виртуальная экскурсия по краеведческому музею «Дом Мешкова» экскурсовод Анна В, который участвовал в Городском Фестивале видеосюжетов «Пермский край – взгляд снизу».
Список литературы
1.Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-432 с.