Конференции
2023-07-06 17:47 Май 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Г. ПЕРМИ – ДОМ МЕШКОВА Н.В.» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Кочнева Надежда Юрьевна
воспитатель
Якимова Александра Юрьевна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 46", г. Пермь

Актуальность проекта

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Небольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Музейная педагогика помогает приобщать детей к социальному миру, к прошлому и настоящему своей культуры, воспитывать любовь к малой и большой Родине, знакомить с символикой города и государства; вести ребенка в мир искусства, развивать его художественную культуру. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.

Цель проекта: расширение у старших дошкольников представление о родном городе средствами музейной педагогики.

Задачи:

• Обучающие:продолжать знакомить с историей своего города, его достопримечательностями;расширять кругозор, формируя интерес к музейным ценностям;формировать представление о том, что история семьи – это малая часть истории города. формировать представление о профессиях сотрудников музея.

• Развивающие: формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развивать творческого мышления и воображения; развивать умение понимать смысл пословиц, поговорок и сказок о деньгах и труде, обогащать словарный запас детей; способствовать развитию проектно- исследовательских умений и навыков

• Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, уважение и бережное отношение к традициям предков; формировать положительные отношения и вкус музейным ценностям.

• Задачи по работе с родителями: вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города; формировать у родителей интерес к обучению своих детей основам музейной педагогике через активное привлечение родителей к детским проектам и оформлению материала РППС.

Проблемная ситуация – создание видеосюжета для участия в Городском Фестивале видеосюжетов «Пермский край – взгляд снизу».

Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников (законные представители).

Продолжительность проекта: средняя продолжительность - с января по май

Запланированный результат:

Для детей: обогащенные и систематизированные знания о нашем городе, его истории, культурной жизни города, достопримечательностях, расширенные представления о музеях, направленных на сохранение культуры и истории города, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности, творческая реализация.

Для родителей: повышенная компетентность родителей по данной теме, избрание родителями нужных ориентиров в воспитании, укрепление детскородительских взаимоотношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Материалы и оборудование: методическая литература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия, компьютер, мультимедиа.

Этапы проведения проекта:

1. Этап – подготовительный (информационно - аналитический)

Подбор методического, художественного, иллюстрируемого материала, наглядная информация для родителей, использование ИКТ, подбор материала для продуктивной деятельности. Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности: составление консультаций, информаций, тематического родительского собрания. Разработка этапов проектной деятельности. Создание предметно-развивающей среды (Мини-музея «История моего города и края»). Разработка примерных конспектов совместных мероприятий и экскурсий. Разработка дидактических игр. Составление викторины. Выставки детских работ. Ознакомление с проектом «Пермский край – взгляд снизу», составление плана создания видеосюжета.

2.Этап – основной деятельностный этап - совместно - организованная деятельность с воспитанниками и их родителями.

Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития.

Методы и формы и приемы реализации содержания
(Приложение 1):

Использование ИКТ: презентации на платформе МЭО «Самые знаменитые музеи мира», «Что такое музей». (Ознакомление с понятием музей, их разнообразием, его значением в жизни людей); презентация - дидактическое пособие «Культура поведения детей в музее».

Иллюстративно – наглядный материал в совместной и самостоятельной деятельности: рассматривание альбома «Музеи города Перми»; рассматривание иллюстраций и рассказы из опыта детей «Такие разные музеи города Перми» (детские проекты - Самостоятельное посещение музея детьми совместно с родителями, рассказы детей об увиденном, оформление презентации, фотовыставки); детская сокровищница «Чудо экспонаты» (коллекции); НОД «Виртуальная экскурсия по музею «Дом Пермских древностей» при помощи интерактивных средств (на базе детского сада) (закрепление ранее полученных знаний, воспитание положительного отношения к различным формам посещения музеев); посещение мини-музея в ДОУ «Пермский край. Пермь – столица Пермского края» (пополнение экспозицию музея экспонатами)

Беседы и рассказ воспитателя. Беседы с детьми на тему «Музеи моего города», «Правила поведения в музее», «Музейные профессии» (Формирование понятий: музеи, музейные коллекции, роль сотрудника в музее). Рассказ воспитателя о предпринимателе и меценате Николае Васильевиче Мешкове.

Чтение художественной литературы, пословицы, заучивание стихотворений: чтение загадок и стихов про музеи; конкурс – выставка «Книжки - малышки» (загадки, пословицы о предметах быта старины и о предметах, которые есть в групповом мини-музее)

Дидактические и настольные игры: дидактические игры «Все работы хороши» (знакомство с работниками музея), «Узнай по описанию» (о предметах быта старины, экспонатах мини-музея, достопримечательностях и памятниках города); настольная-печатная игра «Зеленая линия Перми», «Красная линия Перми».

Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсовод», «Реставратор», «Художник» (развитие игровой деятельности детей).

Слушание и разучивание песен: прослушивание музыкальных произведений о городе Перми.

Фотовыставка и рассказы на тему «Как мы ходили в музей», «Туристические прогулки по городу».

Мини-музеи «Предметы старины и быта», «Мой родной край», «Музей часов», «Коллекции», «Музей минералов и изделий из них», (Формирование интереса и потребности дальнейшего посещения музеев. Собирание детьми коллекций различной тематики).

Создание Краеведческого мини-музея в группе. Разделы и экспонаты нашего Краеведческого мини- музея.

Раздел «Предметы старины и быта». В нем размещены самые разные предметы из дерева. В каждый экспонат музея вложено бережное отношение, так как это детские семейные предметы (реликвии). Все экспонаты музея можно трогать руками и можно использовать в процессе проведения занятий или игр.

Раздел «Мой родной край». Край лесов – эта стихия животных, об этом рассказывает макет «Весна в лесу». В этом разделе собран материал, отражающий образ жизни динозавров, дети имеют представление о пермском периоде. Детям показывается видео экскурсию «Дом Пермских древностей». В конце- проводятся подвижные игры, где главный персонаж- медведь, символ Пермского края.

Раздел «Музей часов». Представлены разнообразные часы и изображения их, сделанные в разных видах. Представлены водяные часы, изготовленные воспитанником совместно с родителями. Часы активно используются на занятиях.

Раздел «Музей минералов и изделий из них». В нем представлены репродукции картин русских художников, фотографии, которые изображают «Уральские горы», альбом о горных профессиях, альбом «Полезные ископаемые. Изделия и украшения из минералов и камней». Детская коллекция минералов и камней. Раздел очень востребован детьми: перебирание, взвешивание камней, выкладывание различных фигурок, вызывает интерес к данной теме. Для расширения детского кругозора подбирается литературные произведения о минералах; легенды и тд.

Раздел «Такие разные телефоны» - игрушки, разные виды телефонов, алгоритм вызова различных служб помощи. Телефоны используются в игровой деятельности.

Раздел «Детские Коллекции». Демонстрируя свою коллекцию другим ребятам, рассказывая различные истории о ней, позволяет детям раскрыться. Другие дети с интересом задают вопросы, сами рассказывают о подобных предметах и коллекциях

В нашем музее, были подготовлены стенды. Они представлены детям, как «Зал трудовой славы!», «Зал боевой доблести». «Зал трудовой славы!» - представлен фоторепортажами о профессиях и работе родителей. «Зал боевой доблести» - рассказы и фотографии о боевой истории семьи, о прадедушках, прабабушках.

На занятиях по изобразительному творчеству дети рисуют понравившиеся экспонаты. Подбирают загадки, затем все детские работы со стихами оформляются в виде маленьких книжек, альбомов, которые тоже хранятся в нашем мини- музее.

Организация творческой выставки продуктов изобразительной деятельности: рисование «Что я видел в музее», «Мой любимый музей»; лепка «Отгадки на загадки из книжек – малышек».

О проекте «Пермский край – взгляд снизу». Просмотр видеороликов с воспитанниками, предложенных в проекте «Пермский край – взгляд снизу» - видеоуроки для дошкольников «Ораторское мастерство для дошкольника», «Как не боятся камеры». Рассказ воспитателя о здании Дома Мешкова, рассматривание альбома. Экскурсия воспитанников и их родителей в краеведческий музей «Залы краеведческого музея», залы «Трудовой славы», «Боевой славы»,

Итоговое мероприятие – викторина «Знатоки города Перми»

Работа с родителями.

Привлечения родителей в образовательный процесс: анкетирование; консультация для родителей ДОУ «Приобщение детей к музею»; памятка для родителей «Посещение музея с детьми - правила поведения»; папка передвижка «Музеи города Перми».

Кроме совместных мероприятий, дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью по проекту: изучают историю города; знакомятся с достопримечательностями, с известными жителями города проводят туристические прогулки по городу; составляют информацию о достопримечательностях; составляют иллюстрированные рассказы о музеях города и профессиях людей работающие в музеях (оформление презентации или фотовыставки по проекту).

О проекте «Пермский край – взгляд снизу». Анонсирование проекта, разъяснение задач работы по данному проекту. Видеоинструкции для педагогов и родителей «Как правильно сделать видеосюжет», «Как провести монтаж». Просмотр видеороликов для родителей и детей

3.Этап – Заключительный

Итоговое мероприятие проекта – видеоролик
«Виртуальная экскурсия по краеведческому музею «Дом Мешкова», экскурсовод Анна В.

Продукты проекта: викторина «Знатоки города Перми»; папка-передвижка «Музеи города Перми»; краеведческий мини-музеи: «Предметы старины», «Мой родной край», «Музей часов», «Музей минералов и изделий из них», «Коллекции»; изготовление книжек – малышок «О Перми я расскажу», «Загадки о предметах старины и не только!»

Мы считаем, что такого рода приобщения маленьких детей к культуре, ценностям, развивает не только их интеллект, но и нравственность; познавательный интерес и гуманные чувства. Ведь как еще маленькому ребенку рассказать о том, что такое музей, культурные ценности, привить любовь к искусству. Познакомить с историей города, с известными людьми, которые внесли большой вклад в развитие нашего города, страны. Воспитывать гордость, что мы живем в прекрасном городе, где жили и трудились замечательные люди.

Создание нашего мини- музея в группе и его использование в образовательной деятельности способствует развитию всех перечисленных выше задач. К тому же использование мини- музея по теме занятий, делает его более необычным и интересным для восприятия детей. Дети имеют возможность, не выходя из детского сада совершить экскурсию, узнать подробно о том, что такое музей, расширить свой кругозор.

В рамках этого проекта была разработана викторина для детей подготовительной группы, подготовлен видеоролик «Виртуальная экскурсия по краеведческому музею «Дом Мешкова» экскурсовод Анна В, который участвовал в Городском Фестивале видеосюжетов «Пермский край – взгляд снизу».

Список литературы

1.Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб.: ООО издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-432 с.

2.Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко — Дошкольная педагогика, № 5, 2009.

3.Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко — Дошкольное воспитание, 2003, № 5.

4.Рыжова Н.А. и другие Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256с., илл.

5.Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ Дидактическое интерактивное пособие "Культура поведения детей в музее" Автор презентации Киселева Е.С..

https://multiurok.ru Проектная деятельность для подготовительной группы на тему "Музеи моего города Иркутска" Автор: Еловская Н.В.

Приложение 1

Фотоотчет по реализации проекта «Краеведческий музей г. Перми – Дом Мешкова Н.В.»







Видеосюжет для городского фестиваля.