ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Зимина Надежда Александровна воспитатель, учитель-логопед Нагимова Разида Зиннуровна воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 24 «Кук чэчэк» г. Альметьевск
При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, остро встает проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному развитию речи. Исследования показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Развитие речи, а значит, и мышления, задерживается, если движения пальцев рук не свободны, поскольку мышление тесно связано с речью и зависит от ее.
Детям с нарушениями речи необходимо не только развивать артикуляционный аппарат, но и уделять внимание широкому спектру мелкой моторики рук. Хорошего развития мелкой моторики дети достигают, выполняя различные пальчиковые упражнения. По многочисленным наблюдениям, у детей улучшается координация работы артикуляционного аппарата, заметно сокращается время произнесения звука, улучшается общая координация движений ребенка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально приятной, ненапряженной и динамичной.
Одним из средств развития мелкой моторики, и, следовательно, развития речи у детей является пальчиковый театр. Игры эти эмоциональны и увлекательны.
В наше время все знают о пользе пальчиковых кукол. В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений.
Пальчиковый театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Пальчиковый театр - это волшебный мир, где ребенок с удовольствием играет и познает окружающий его мир. Фигурки пальчикового театра - это уникальные и проверенные временем развивающие игрушки, которые всегда под рукой, вернее, на руке! Пальчиковый театр - это набор фигурок персонажей, которые надеваются на один палец. Это могут быть как отдельные куклы, так и животные, какие-либо предметы для инсценировки сказки или известные персонажи русских народных сказок. Пальчиковый театр - это уникальная возможность поместить сказку в ладошку ребенка, где он может сыграть роль любого персонажа. Уникальность пальчикового театра заключается в том, что это авторская работа. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе творческую энергию, которая может быть передана тому, кто их держит.
При правильной организации учебного процесса у детей развивается мышление, язык, эмоциональное восприятие и воображение. Дети становятся более общительными и раскованными. Использование пальчикового театра позволяет решить проблему мотивации, развивая мелкие движения пальцев в непринужденной, таинственной игре, где дети играют роль сказочных персонажей. Сказки являются благоприятным материалом для развития грамматически правильной речи. По мнению Сухомлинского, дети понимают идею только тогда, когда она выражена в ярких образах. Театрализация процесса коррекции речевых нарушений привлекательна тем, что вносит в повседневную жизнь детей праздничную атмосферу и приподнятое настроение, позволяет им проявить инициативу, способствует развитию чувства взаимопомощи и коллективных навыков.
В атмосфере сказки дети становятся более свободными и открытыми к реальности, проявляют большой интерес к выполнению различных заданий.
Пальчиковые персонажи используются в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации изолированных звуков, в предложениях, стихотворных текстах.
Для достижения максимального эффекта упражнения на развитие мелкой моторики пальцев должны сочетать в себе захватывающие, растягивающие и отпускающие движения, при этом должны использоваться отдельные движения каждого из пяти пальцев, а не только "социальной зоны руки".
Основа занятий очень разнообразна: сказочная история, воображаемое путешествие, сюжетно-дидактические игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, конъюнктурная гимнастика для рук и языка. Разнообразие тем и организация занятий способствуют формированию устойчивого интереса к языковой деятельности, что способствует повышению результативности преподавания и обучения.
Таким образом, с помощью сказки и ее сюжетных линий мы можем решить многие коррекционные задачи. Пальчиковый театр позволяет повысить общий темп развития речи за счет вовлечения ребенка в творческую деятельность, помочь детям с общей задержкой речевого развития, развить мелкую моторику, преодолеть трудности в развитии речи, способствовать развитию диалогической речи и интонации, а в сочетании с другими педагогическими подходами привести к качественным изменениям, т.е. к развитию ребенка. Кисти рук приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма в будущем.
Список использованной литературы.
1. Дудьев, В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи / В.П. Дудьев М.,2010.
2. Косенкова, О.С. Развитие мелкой моторики / О.С. Косенкова 2012.
3. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников /Э.Г. Чурилова – М., 2011.