Публикации
2023-09-06 09:28 2020 (№ 3-16)

Муртазина В.М., Балакирева Т.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2-М КЛАССЕ «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА»

Муртазина Венера Мустафовна, Балакирева Татьяна Васильевна
учителя начальных классов, МБОУ "Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа", Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Базарные Матаки

Библиографическое описание: Муртазина В.М., Балакирева Т.В. Урок русского языка во 2-м классе «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.

Форма использования: проецирование на экран при работе с классом.

Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».

Оборудование:

· карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;

· презентация №1, №2

· учебник русского языка для 2 класса Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. (УМК "Перспектива")

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично- поисковый, практический.

Ход урока.

1.Организационный этап. Мотивация на урок.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

(Приветствие, ребята занимают свои места)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Минутка чистописания.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу

На «отлично» напишу.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний. Открываем первую страницу (слайд 1).

Минутка чистописания.

- Посмотрите внимательно на буквы, запишите их. (слайды №1, №2, №3, №4)

- Что вы скажете о них? (Это буквы, обозначающие шипящие звуки.)

На какие группы мы можем их разбить? (1 группа - буквы звонких шипящих звуков: ж, 2 группа - буквы глухих шипящих согласных звуков: ч, щ, ш; 1 группа - буквы мягких звуков: ч, щ, 2 группа - буквы твердых звуков: ж, ш)

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

3. Работа над новым материалом.

- Ребята, давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном?

Подберите, пожалуйста, имена существительные с шипящим согласным на конце слов, а я запишу их на доске.

- Что же вы заметили?

чиж

помощь

шалаш

глушь

сторож

рожь

мяч

печь

- А сейчас я вам предложу слова, а вы соответственно запишите их в нужные столбики.

Морж, беречь, помощь, колюч.

Какой вывод сделаем? (Эта орфограмма применяется только при письме имен существительных.)

- Так, что вы должны узнать сегодня на уроке?.

(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет, только в именах существительных после шипящих на конце слов.)

- Сформулируйте тему урока.

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце только имён существительных после шипящих.

-Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).

Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

-Давайте составим алгоритм работы.

Каков 1 шаг? - (Определение части речи; слова, отвечающие на вопрос кто? что?)

2 шаг - (Если это имя существительное, узнать последний звук этого слова, если это шипящий звук, определить род.)

3 шаг - (Имя существительное мужского рода ь -не пишется, женский род ь пишется.)

Работа по алгоритму. (слайд № 6)

-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, подчеркните Ь. Работа по алгоритму (слайд №6)

• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

• Футбольное соревнование (Матч)

• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

• Без него не откроешь замок (Ключ)

• Его надевают в дождь (Плащ)

• Маленький ребёнок (Малыш)

• Добыча охотника. (Дичь)

• Середина ночи. (Полночь)

• Тихая безветренная погода. (Тишь)

• Мелкие деньги. (Мелочь)

4. Физминутка (звучит музыка).

Потрудились – отдохнём,

Нужно, без сомнения.

Дружно быстренько встаём,

Выполним движения.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ёж, дичь, печь, пень, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, сталь, багаж.

5. Самостоятельная работа по группам. (слайд №7)

- Представь себе, что ты нашел древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен.

- Попробуйте догадаться, где нужно поставить "ь". (слайд)

1. Мелестная девеж (?) притясла комейный боромож (?).

2. Лусый морош (?) увертал чуленую велоч (?).

Полный разбор орфограмм по группам.

6. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. на выбор - разноуровневые задания. (Умение оценивать свои знания)

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Книга Знаний предлагает

Нам страницу «Закрепляй».

Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Белая карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач) (слайд№8)

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

7. Домашняя работа будет интересной. послушайте внимательно.

1 Можете сами составить аналогичный текст - древнюю рукопись.

2. Придумать рассказ с употреблением слов на изучаемую программу.

3. Нарисовать рисунок, где есть предметы на изучаемую программу.

На следующем уроке проведем по рисункам словарный диктант).

- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм работы.

7. Итог урока. Рефлексия.

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

а) между двумя согласными;

б) между согласной и гласной в корне слова;

в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

После самостоятельной работы один ученик проверяет тест у доски (слайд), а остальные проверяют друг у друга. Взаимопроверка и взаимооценивание. (Тест- презентация №2)

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Что было легко? Что было трудно?

Кого из учеников могли бы отметить за работу? Продолжите мои предложения: (слайд №10)

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Оценивание своих знаний по изученной орфограмме. (слайд №11)

Следующий урок мы начнем с анализа слов: плачь, плач. (слайд №12)