Муртазина В.М., Балакирева Т.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2-М КЛАССЕ «ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА»
Муртазина Венера Мустафовна, Балакирева Татьяна Васильевна учителя начальных классов, МБОУ "Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа", Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Базарные Матаки
Библиографическое описание: Муртазина В.М., Балакирева Т.В. Урок русского языка во 2-м классе «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при работе с классом.
Программное обеспечение: «Microsoft Office Power Point».
Оборудование:
· карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;
· презентация №1, №2
· учебник русского языка для 2 класса Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. (УМК "Перспектива")
- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний. Открываем первую страницу (слайд 1).
Минутка чистописания.
- Посмотрите внимательно на буквы, запишите их. (слайды №1, №2, №3, №4)
- Что вы скажете о них? (Это буквы, обозначающие шипящие звуки.)
На какие группы мы можем их разбить? (1 группа - буквы звонких шипящих звуков: ж, 2 группа - буквы глухих шипящих согласных звуков: ч, щ, ш; 1 группа - буквы мягких звуков: ч, щ, 2 группа - буквы твердых звуков: ж, ш)
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
3. Работа над новым материалом.
- Ребята, давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном?
Подберите, пожалуйста, имена существительные с шипящим согласным на конце слов, а я запишу их на доске.
- Что же вы заметили?
чиж
помощь
шалаш
глушь
сторож
рожь
мяч
печь
- А сейчас я вам предложу слова, а вы соответственно запишите их в нужные столбики.
Морж, беречь, помощь, колюч.
Какой вывод сделаем? (Эта орфограмма применяется только при письме имен существительных.)
- Так, что вы должны узнать сегодня на уроке?.
(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет, только в именах существительных после шипящих на конце слов.)
- Сформулируйте тему урока.
- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце только имён существительных после шипящих.
-Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).
Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
-Давайте составим алгоритм работы.
Каков 1 шаг? - (Определение части речи; слова, отвечающие на вопрос кто? что?)
2 шаг - (Если это имя существительное, узнать последний звук этого слова, если это шипящий звук, определить род.)
3 шаг - (Имя существительное мужского рода ь -не пишется, женский род ь пишется.)
Работа по алгоритму. (слайд № 6)
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, подчеркните Ь. Работа по алгоритму (слайд №6)
• Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
• Футбольное соревнование (Матч)
• Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
• Без него не откроешь замок (Ключ)
• Его надевают в дождь (Плащ)
• Маленький ребёнок (Малыш)
• Добыча охотника. (Дичь)
• Середина ночи. (Полночь)
• Тихая безветренная погода. (Тишь)
• Мелкие деньги. (Мелочь)
4. Физминутка (звучит музыка).
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
а) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова;
в) после приставок между согласными;
3. Разделительный мягкий знак пишется…
а) между двумя согласными;
б) между согласной и гласной в корне слова;
в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;
4. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
5. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется мягкий знак;
б) пишется мягкий знак.
6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
После самостоятельной работы один ученик проверяет тест у доски (слайд), а остальные проверяют друг у друга. Взаимопроверка и взаимооценивание. (Тест- презентация №2)
Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
Что было легко? Что было трудно?
Кого из учеников могли бы отметить за работу? Продолжите мои предложения: (слайд №10)
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Оценивание своих знаний по изученной орфограмме. (слайд №11)
Следующий урок мы начнем с анализа слов: плачь, плач. (слайд №12)