Конференции
2024-02-09 10:25 Октябрь 2023

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ВРЕМЕНА ГОДА»

Шестакова Наталья Сергеевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДЮ "Созвездие", г. Екатеринбург


Применение техник декоративно-прикладного искусства, изученных в ходе реализации программы, в создании костюмов, аксессуаров и их демонстрации в учреждении дополнительного образования.

Описание. Предлагается творческий проект «Времена года», который будет полезен педагогам дополнительного образования.

Целевая аудитория: обучающиеся дополнительного образования возраст 6,5 – 14 лет, родители обучающихся.

Тип проекта: творческий;

Продолжительность: 9 месяцев

Реализация проекта: во время учебного года;

Введение в проблему

Декоративно-прикладное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят обучающиеся, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Люди во все времена занимались рукоделием, и всегда было важно, чтобы изготавливаемые ими вещи были не только практичными, но и красивыми. Всегда, когда появлялся новый доступный материал, люди сразу же приспосабливали его для художественного творчества. По желанию любой материал можно превратить в веселую игрушку, нарядное украшение, аксессуар, подарочный сувенир, всевозможные поделки к праздникам.

В последнее время стало очень популярно делать украшения и аксессуары и дарить различные подарки ручной работы. И это неслучайно, ведь подобные вещи значительно отличаются от стандартных, в каждой из них обязательно живет своя душа, хранится тепло, любовь и ласка создающих их человеческих рук. Подобные изделия изготавливаются при помощи различных техник прикладного мастерства из совершенно разных и порой достаточно доступных бросовых материалов.

Современные дети мало знают историю происхождения народных промыслов, русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению изделий, а дают уже все готовое. Данный проект вводит ребенка в удивительный мир творчества и дизайна, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Проект «Времена года» познакомит с народными промыслами, национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, с современными традициями и обычаями подготовки к праздникам, изготовлению одежды и аксессуаров. Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к народным праздникам в изготовлении костюмов, украшений и аксессуаров.

Актуальность проекта

Приобщение детей и подростков к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя его частью, ощутить гордость за свою страну, сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности. Очень важно научить детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками. Вот почему так важны в младшем школьном возрасте занятия художественным творчеством. Они служат улучшению качества художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа изучения изобразительной и декоративно-прикладной деятельности на основе приема «от простого к сложному» для развития творческих способностей обучающихся.

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании условий для повышения творческой и познавательной активности учащихся через применение проектных технологий в процессе формирования творческих способностей, в разработке проблемно-поисковой системы занятий на основе изучения декоративно-прикладного искусства.

Использование проектного метода обучения позволяет решать следующие задачи:

- индивидуализировать обучение;

- актуализировать знания и умения;

- изучать каждому обучающемуся интересующие его проблемы;

- выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;

- организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу обучающихся в процессе их совместной исследовательской работы.

Цель проекта: Применение техник декоративно-прикладного искусства, изученных в ходе реализации программы, в создании костюмов, аксессуаров и их демонстрации.

Задачи:

- сформировать у обучающихся интерес к декоративно-прикладному творчествучерез ознакомление с народными промыслами;

- способствовать формированию у обучающихся знаний исторических традиции, народных промыслов;

- реализовать разные техники и виды декоративно-прикладного творчества в ходе изготовления костюма и аксессуаров;

- научить самостоятельно изготавливать и оформлять элементы костюма и аксессуаров;

- расширить сферы познавательных интересов.

Стратегия и механизм достижения поставленной цели

Обсуждение темы «Весна, лето, осень, зима» по видам изготовления костюмов, аксессуаров, украшений, материалы и сложности их изготовления. Изученную информацию следует донести до целевой аудитории проекта через различные формы работы: беседы, презентации, мастер-классы, конкурсы, практические занятия.

Проект реализуется на базе МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие», ДЮК «Уральская гвардия», г. Екатеринбург.

О проведении творческих практических занятий, мастер-классов по изготовлению поделок и сувениров оповещаются все участники проекта средствами устной информации, объявлений.

К участию в мероприятиях проекта привлекаются общеобразовательные учреждения, родители обучающихся, общественность, учреждения культуры, ТРЦ «Веер Молл».

Описание проекта

Целевая аудитория: обучающиеся 6,5-14 лет, родители (законные представители обучающихся).

Срок реализации проекта: сентябрь - май.

Реализация проекта проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе планируется проведение мероприятий в различной форме.

Подготовительный этап: На подготовительном этапе осуществляется методическая, информационная и материально-техническая подготовка реализации проекта: обсуждение, сбор информации, подготовка презентаций, приобретение необходимых материалов, подбор инструментов. Ставится задача по созданию образа «Весна, лето, осень, зима» - разработка эскизов костюмов, определение цветовой гаммы каждого костюма и используемых техник декорирования. Подготовка дефиле «Времена года» - выбор моделей среди обучающихся для демонстрации костюмов.

Основной этап: Основной этап предполагает дифференцированную работу с учетом уровня развития творческих способностей детей, а также индивидуальных особенностей, их интересов и предпочтений. Будут организованы беседы, просмотр презентаций по истории народных костюмов, традиций и обычаев. Проводиться обучающие мастер-классы по изготовлению украшений и аксессуаров, изготовление костюмов в разных техниках с применением различных материалов. Подготовка дефиле «времена года», репетиция номера.

Заключительный этап: Завершением проекта будет итоговая демонстрация костюмов и аксессуаров дефиле «Времена года» в ДЮК «уральская гвардия» и на организационной площадке ТРЦ «ВЕЕР МОЛЛ», зрителями которой могут стать все жители и гости города. Итоги реализации проекта широко освещаются.

Содержание проекта

Вся деятельность в рамках проекта строится по двум направлениям, с использованием разных форм деятельности:

- интеллектуально-познавательная: беседы, презентации, тематические часы;

- творческая деятельность: обучающие занятия, мастер-классы, экспозиции, выставки ИЗО и ДПИ и др.

В ходе создания изделий дети используют техники: декупаж, роспись по ткани, художественна роспись народных промыслов, «Папье – маше» из бумаги и ваты, «Пейп-арт» плетение из фольги, аппликация с использование различных материалов, бумагапластика.

Приобщение обучающихся к изучению декоративно-прикладного творчества будет осуществляться через знакомство обучающихся с историей народных промыслов, с современными традициями и обычаями:

Осенняя мастерская «Дары осени». На занятиях и мастер-классах дети, родители, педагоги научатся декорировать костюмы, изготавливать аксессуары и декоративные украшения, создавать образ в осенней цветовой гамме. Обучающиеся смогут принять участие в концерте дефиле «Осенняя красавица» и выставке «Осенняя фантазия».

Зимняя мастерская «Новогодние узоры». В рамках проекта дети под руководством педагогов узнают об особенностях изготовления костюмов и элементах в разных техниках декорирования. На занятиях и мастер-классах дети, родители, педагоги научатся изготавливать новогодние декоративные украшения и костюмы, отражающие образ зимы. Обучающиеся смогут принять участие в новогоднем концерте дефиле «Зимняя красавица».

«Весенняя мастерская». Для обучающихся будут проведены познавательные беседы, занятия и мастер-классы по изготовлению птиц, животных из бумаги и бросового материала, для создания образа весны. Обучающиеся смогут принять участие в концерте «8 Марта» и выставке «Весенняя оттепель».

«Летняя мастерская». На занятиях и мастер-классах дети, родители, педагоги научатся декорировать костюмы, изготавливать аксессуары и декоративные украшения, для летней коллекции. Обучающиеся смогут принять участие в заключительном концерте дефиле «Времена года» и выставке «Фантазия».

Ожидаемый результат:

- сформированность устойчивого интереса у обучающихся к процессу изготовления костюмов, украшений и аксессуаров;

- обучение основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении изделий;

- самостоятельное изготовление украшений и аксессуаров;

- возрождение и сохранение исторических, культурных и духовно-нравственных ценностей;

- приобщение обучающихся к изучению народных промыслов;

- возрождение народных традиций и семейных ценностей;

- приобретения навыка публичного выступления, демонстрация готового изделия.

Поэтому целью моего образовательного проекта, прежде всего, является подготовка обучающихся, способных к самообразованию, имеющих развитие творческой деятельности, стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию, желание и умение применять полученные знания в общественной практике.

Предполагаемые риски и препятствия при реализации проекта:

• низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме;

• отсутствие заинтересованности проектом;

• недостаточно материала и инструментов для изготовления поделок и сувениров;

• приостановка деятельности ввиду болезни участников проекта, карантин.

Ресурсное обеспечение проекта

Организационно-управленческие ресурсы:

- администрация МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие»

Кадровые ресурсы: педагогические работники.

Материально-технические ресурсы: бумага, картон, ткань, нитки, тесьма, ножницы, иголки, швейные машины, компьютерное оборудование, оргтехника, видео и фотоаппаратура, расходные материалы.

Научно-методические ресурсы: действующее законодательство, локальные акты и нормативно-правовые документы, сеть интернет.

Информационные ресурсы: Официальный сайт МБУ ДО ЦДЮ "Созвездие", публичные отчеты.