Манджиева Г.Д. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Библиографическое описание: Манджиева Г.Д. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.
На современном этапе предъявляются новые требования к формированию личности человека активного, творческого, дисциплинированного, умеющего отстаивать собственные взгляды и убеждения.
Сейчас открыты широкие возможности творческого поиска воспитании и обучения детей. Учащихся должны усвоить большой объём знаний на более высоком научном уровне и при этом не иметь перегрузок. Для того чтобы решить эти сложные, необходимые, поставленные самой жизнью задачи, требуется качественно новый подход к построению всей системы обучения в средней школе, в том числе и на начальном этапе. Едва ли не надо доказывать, что именно начальная школа должна заложить те основы, которые определяет успешное продвижение учащихся на всех последующих этапах обучения в средней школе.
Учитель начальных классов должен, прежде всего, учить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Активная позиция в познавательной деятельности, превращение ее в личностно-значимые события. Возможно, если обучение не будет сводиться лишь усвоение готовых правил и определений, а станет подлинным процессом " добывания знаний ", где ученик вместе с учителем будет твоего творцами тех событий, в которых они включены, и которые сами творят.
Для этого нужно, чтобы обучение сводилось к постановке и решению задач, имеющих творческую направленность.
Задача учителя начальной школы и состоит в том, чтобы "открыть сердце ребёнка", пробудить у него желание усвоить новый материал, научиться работать с ним.
Если все дети справляется с поставленной перед ним задачей, если работают с увлечением, удовольствием, желание учиться крепнет.
Нам, учителям, не следует забывать слова В.А. Сухомлинского: «Успех в труде - это гордость человека, достигшего его. Без гордости за свой труд, нет настоящего человека. ". Поэтому, нужно бороться за успех в учении, учить детей, развивая их познавательные способности, воспитывать организованность, самостоятельность.
Ш.А. Амонашвили писал: "Ребенок - целостная личность, и прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворение своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей”
Познавательная деятельность учащихся - явление сложное и ёмкое. Её составным является цель и мотивы деятельности, содержание, приемы, способы, отношение, результаты. Среди всех мотивов Учебной деятельности самый действенным можно назвать познавательный интерес.
"В руководстве умственным трудом на уроке особое место занимает проблема интереса. Чем интереснее ребенку то, что изучается, тем больше сосредотачивает он внимания, тем глубже усваивается знания. Интерес-это особая эмоциональная окраска мыслей, сопутствующих процессу овладения знаниями. От яркости этой окраски зависит очень важная черта умственного труда - умение ученика использовать то, что хранится в запасниках памяти ". Так подчёркивает важность познавательного интереса В.А. Сухомлинский.
Психологические особенности младших школьников, их природное любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности.
Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно, легко и хочется. Возбуждению интереса способствует условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата в своих усилий.
От учителя в этом плане зависит многое. После беззаботного детства ребёнок оказывается в большом разнородном коллективе. Как тут не растеряться? Как заявить о себе?
Интересная, содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования разнообразных методов, приемов, проведение дидактических игр, исследовательская, самостоятельная работы.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность: последующими постановками проблемных ситуаций, поисковых заданий, а также существенную роль в активизации познавательной деятельности играет и самостоятельная работа.
“Самостоятельность головы учащихся составляет единственно прочное основание всякого учения”, - писал Константин Дмитриевич Ушинский.
На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывает у учащихся интерес.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как и дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь, значит воспитывать интерес к нему.
Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдения опыта своих коллег, пришла к выводу, что воспитывать у детей познавательные интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способны привлечь каждого ребенка.
Учителя в своей практике используют такой материал с различной целью: проверки и углубления знаний, подготовки к восприятию нового материала или его закрепления.
Уже в период обучения грамоте использую загадки, занимательные стихотворения, различные дидактические игры.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебные, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивать знания, получает представление об окружающей жизни.
Известный педагог Ш.А. Аманашвили считает, что: «Было бы очень хорошо, если бы ребенок включился в учение с таким же желанием, с каким он включается в игру…Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса»5.
Обобщая ранее написанное, хочу добавить. Задач пред современным учителем стоит очень много. Есть много интереснейших идей, и нельзя эти идеи оставить не востребованными. Учитель, чтобы научить, должен сам многому научиться.
" Учиться чему, быть учимому; упражняться по своей воле, перенимать, что у других, усвоить себе науку, умение, знанье “. Эти слова В.И. Даля наиболее точно определяют важность работы над своим самообразованием, указывают на необходимость использования интересных находок, идеи педагогов-новаторов, вот что они делают по этому поводу.
В.Ф. Шаталов: “ Не представляю себе развитие нынешней школы без умения педагога дойти до каждого ребёнка. Современные педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, заинтересованность, а уже потом научить вот в чём суть педагогического мастерства”
Ш.А. Амонашвили: «Творчество детей - условия становления личности. Учение должно быть счастливым, веселым, основательным.… Если учитель плохо владеет, словом, творческий неактивен, не самостоятелен в методике преподавания, если он упорно отгораживается. От исследования в работе, он не научит умственной самостоятельности и творчеству своих учеников...»
Свою задачу вижу в том, чтобы разбудить мысли и чувства детей, научить видеть и понимать окружающий мир, самостоятельно искать пути к знаниям.
Тема меня очень заинтересовала. Сейчас печатается много материалов в журналах “Начальная школа” в приложении “Первое сентября”. В работе много помогает книги В. Волиной «Праздник букваря», «Весёлая грамматика»,
«Учимся, играя», «Праздник числа» Е.М. Минскина «От игры к знаниям» и другие.
Литература.
1. В.А. Сухомлинский " О воспитании ", Москва, 1973.
2. Педагогический поиск. Москва, Педагогика, 1987
3. В.А. Сухомлинский «Разговор с молодым директором школы» Москва. Просвещение 1982
4. Ушинский КД, избранные педагогические сочинения; Москва, 1974