Елисеева Н.Ю., Сорокина И.В. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МАРАФОНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Библиографическое описание: Елисеева Н.Ю., Сорокина И.В. Интеллектуальные марафоны для учащихся 3-4 классов // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.
Спецификация интеллектуального марафона
Цель: создать условия для раскрытия потенциальных интеллектуальных возможностей учащихся, творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Повышение общего уровня культуры и интеллекта учащихся, расширение их кругозора.
2. Формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера.
3. Формирование у учащихся реальной самооценки своих умственных способностей и стремления к их совершенствованию.
4. Развитие положительной учебной мотивации.
Общая характеристика работы
В ходе интеллектуального марафона учащимся предлагается выполнить задания по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Для каждого учебного предмета отводится отдельный кабинет.
Время и условия выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 80 минут. Время на выполнение заданий по каждому предмету учащиеся рассчитывают самостоятельно. Выбирать учебные предметы и выполнять задания можно в любой последовательности по желанию учащихся. По каждому предмету ученик получает бланк с текстом заданий, в котором отмечает или записывает свои ответы на задания.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий олимпиадной работы
Задания имеют различный уровень сложности. При этом баллы могут начисляться не только за полностью выполненное задание (максимальное количество), но и за частичное его выполнение. Это способствует положительной мотивации учащихся к выполнению данной работы.
По сумме набранных баллов определяются абсолютные победители и призёры, а также победители и призёры по отдельным предметам.
Интеллектуальный марафон
3 класс
Математика
Задание 1
Реши задачу.
В один день Миша заплатил за Гену в буфете 8 рублей. На другой день Гена заплатил за
Мишу 9 рублей. На третий день Миша заплатил за Гену 7 рублей. Кто и сколько остался должен?
Задание 2
Периметр квадрата 36 см. Найди периметр и площадь прямоугольника,
длина которого равна стороне квадрата, а ширина в 3 раза меньше.
Задание 3
Вставь в квадраты необходимые числа таким образом, чтобы их сумма по каждой прямой равнялась числу в середине звёздочки, при этом числа не должны повторяться.
Русский язык
Задание 1
Перед вами мужские и женские имена. Переставьте буквы так, чтобы собственные имена превратились в имена нарицательные.
Например: Мария – армия.
Егор - ____________
Антон - ________________
Карп - ____________
Оксана - ________________
Тарас - ____________
Задание 2
Сколько звуков [ т ] в тексте загадки? Подчеркни буквы, которые обозначают этот звук.
Сам худ, голова с пуд,
Как ударит – крепко станет. _______ звуков
Задание 3
Перед вами зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово. Имеющее отношение к русскому языку. Расшифровать его не сложно. Для этого надо зачеркнуть все буквы, которые встретились в строке два и более раз, и соединить оставшиеся буквы.
Пример: ПЛЕД ДЕД ЛЕТО ПЕЧКА = ТОЧКА
СУТЬ ПАРТА СЕДЛО ГУСЬ = ___________________
Задание 4
Чайнворд
Синоним – это слово близкое по значению с другим словом. Например: смелость –храбрость. Впиши в клетки чайнворда подходящие синонимы следующих слов.
1.Бегемот 8. Диво
2. Умелец 9. Защита
3. Починка 10. Букварь
4. Градусник 11. Бриллиант
5. Малыш 12. Бухта
6. Лилипут 13. Маг, колдун, чародей
7. Родник, источник 14. Кольцо
Литературное чтение
Задание 1
1. Правильно впиши недостающие имена известных литературных героев.
Папа ________________
Дядя ___________________
Старик _______________
Госпожа ________________
Князь ________________
Графини ________________
Крыса _____________________
Лиса ____________________
Медвежонок ________________
Тигр ___________________
Задание 2
Реши ребус и отгадай имя литературного героя.
Задание 3
Переставь слова местами так, чтобы получилась скороговорка в стихотворной форме и запиши её.
Горько, людоед, к, идёт, нему, обед, плачет, не.
Задание 4
Соедини названия литературных произведений с их авторами.
Золушка
П. Ершов
Дядя Фёдор, пёс и кот
Г.Х.Андерсен
Приключения Незнайки
Ш.Перро
Снежная Королева
Н.Носов
Конёк – Горбунок
Э. Успенский
Окружающий мир
Задание 1
Чайнворд «Про всё на свете»
1. Морской разбойник.
2. Детёныш коровы.
3. Мама цыплёнка.
4. Кукла из театра Карабаса Барабаса.
5. Крупное южное животное.
6. Перелётная птица – вестник весны.
7. День недели.
8. Личинка лягушки.
9. Пресноводная рыба.
Задание 2
Растения нашего края
Перечислите с помощью цифр: а) лиственные деревья;
1. Нет. Белый медведь живёт на северном полюсе, а пингвины - на южном.
2. Чёрное, Красное, Белое, Жёлтое.
За полный ответ 1 задания – 2 балла
За каждый правильный ответ 2 задания - 1 балл
Максимальное количество баллов – 6
Интеллектуальный марафон
4 класс
Математика
Задание 1
Расставьте между числами 1, 2, 3. 4 и 5 знаки арифметических действий таким образом, чтобы в результате получилось число 101. Найди два решения данной задачи.
Задание 2
Реши задачу.
Трёх девочек спросили. Сколько им лет? Они ответили:
Маша: «Мне вместе с Наташей 21 год».
Наташа: «Я моложе Тамары на 4 года».
Тамара: «Нам всем вместе 34 года».
Задание 3
Реши задачу.
На листе бумаги прямоугольной формы длиной 12 см и шириной 5 см нарисован чёрный квадрат, периметр которого равен 24 см. Найдите площадь белой части листа.
Русский язык
Задание 1
Из каждого ряда выпиши слова с одинаковым окончанием:
Домов, столов, коров, ковров
Ножей, батарей, шей, ушей.
Задание 2
Замени фразеологический оборот одним словом:
1) в час по чайной ложке -
2) надуть губы -
3) намозолить глаза -
Задание 3
Разбей имена существительные с суффиксом –ец на группы по значениям:
1) Уменьшительно-ласкательное:
2) Название лица по действию:
3) Название лица по признаку:
4) Название лица по месту жительства или народности:
Выпиши из фразеологических оборотов парами сначала слова-антонимы, а затем - слова-синонимы.
Нет худа без добра; ум за разум заходит; от мала до велика; ни конца ни краю; валить с больной головы на здоровую; писать чёрным по белому; переливать из пустого в порожнее; и стар и млад; из огня да в полымя; цел и невредим; вопрос жизни и смерти.
Подбери к пословице «Двум смертям не бывать, а одной не миновать» другую, близкую по смыслу. Подчеркни её.
Каждый сверчок знай свой шесток.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
До слова крепись, а давши слово держись.
Где умному горе, там дураку веселье.
Задание 3
Переставь слова местами так, чтобы получились стихотворные строчки из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …»
Плывёт, лебедь, около,
Злого, клюёт, ворона,
Близкую, торопит, гибель,
И, море, в, бьёт, топит, крылом
Задание 5
Определи жанры предложенных текстов.
1. Поспевает брусника, стали дни холоднее. И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают в разноцветном уборе.
2. Никита сидел калачиком на смолистой лавке и поджидал, когда отец кончит мыться. Василий Никитьевич клал на лесенку мыло и мочалку, затыкал уши и окунался три раза. Мокрые волосы у него прилипали, борода отвисала клином, весь вид становился несчастный, это так и называлось – «Делать несчастного Васю».
3. Ехали два мужика, один в город, а другой из города. Они задели санями друг друга. Один кричит: «Дай дорогу, мне скорей в город надо». А другой кричит: «Та дай дорогу, мне скорей домой надо». Они долго кричали. Третий мужик видел всё и сказал: «Кому скорей надо, тот и осади назад».
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, ёж, белка, лиса - меняют шубки на более тёплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.
Задание 4
Назови животное.
1. Название этого млекопитающего нежное и ласковое, а сам он – хищник. Кто это?
2. Название этого млекопитающего два раза встречается на звёздном небосклоне.
3. Кого в старину называли «запечным соловьём»?
4. Это крошечное насекомое – паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых.
5. Какие хорошо известные нам насекомые являются одними из самых древних на Земле?
6. Какая рыба носит название рабочего инструмента?
7. Это название имеют и жук, поедающий муравьёв, и царь зверей.
Ответы на задания интеллектуального марафона (4 класс)
МАТЕМАТИКА
Задание 1
(1 • 2 + 3) • 4 • 5;
За каждый верный вариант 5 баллов
1 • (2 + 3) • 4 • 5;
Максимально - 10 баллов
Задание 2
1) 34 – 21 = 13 (лет) - Тамаре
2) 13 – 4 = 9 (лет) - Наташ За каждое верное действие 3 балла
3) 21 – 9 = 12 (лет) - Маше Максимально-10 баллов
Задание 3
1) 12 • 5 = 60 (кв.см)
2) 24: 4 = 6 (см)
3) 6 • 6 = 36 (кв.см)
За каждое верное действие 2 балла
4) 60 – 34 = 24 (кв.см)
Максимально-10 баллов
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задание 1
Домов, столов, ковров.
За каждый верный ответ 1 балл
Ножей, ушей
Максимально – 5 баллов
Задание 2
1) медленно; 2) обидеться; 3) надоесть.
За каждый верный ответ 1 балл
Максимально3 балла
Задание 3
1) хлебец, любимец, столбец;
2) гонец, борец;
3) хитрец, красавец;
За каждый верный ответ 1 балл
4) кавказец, испанец, ленинградец, канадец. Максимально – 11 баллов
1.Ласка. 2.Большая и Малая Медведица. 3.Сверчка. 4.Блоха. 5.Тараканы. 6.Пила, молот. Игла. 7.Лев.
За каждый правильный ответ 1 балл
Максимальное количество баллов - 7
ЛИТЕРАТУРА
1. Дробышев. Ю. А. Олимпиады по математике: 1–4 классы / Ю. А. Дробышев. — М. Первое сентября, (по новому образовательному стандарту второго поколения).
2. Гайштут А. Г., Брудман Л. И. Развивающие игры. (Математика. Логика. Язык.) - Учитель:2010 год.
3. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай (материалы для занятий с учащимися 1–4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) /— Волгоград Учитель, 2008 год.
4. Блинова И. В.Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах, автор-составитель: Блинова И. В.Издательство: Учитель, 2008.
5. В. Волина. Учимся играя. «Новая школа».М., 1994.
6. Земля Владимирская: Географический словарь. Владимирский отдел Географического общества СССР. Владимир, 1991.
7. Сборник тестовых заданий. М-2000. Интеллект-центр.