Публикации
2023-09-22 10:02 2021 (№ 17-31)

Дятлова Е.В. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Дятлова Е.В. Инновационные методы обучения на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации – введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.

Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.

Из степени активности учащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы.

Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.

Цель использования активных методов обучения учителем – создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации (классификация, обобщение, сходство и различие и т.д.).

Активные методы обучения расширяют творческую составляющую урока, способствуют активной работе на уроке каждого ученика, всецело вовлекая его в процесс изучения нового материала, позволяют учащемуся сформировать свою точку зрения и получить реальный опыт применения полученных знаний.

Учитель, используя инновационные методы и формы работы, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению, может включать в свой урок, в зависимости от потребности:

игровые формы;

групповую, парную или индивидуальную работу;

самостоятельную деятельность учащихся;

проблемное обучение;

постановку вопросов, активизирующих диалог;

проектную деятельность;

метод дискуссии;

ИКТ.

Рассмотрим некоторые из них.

Игровая форма работы с учащимися особенно важна для периода адаптации ребёнка к школе. Ведь в дошкольном периоде основной деятельностью ребёнка была игра, таким образом он осуществлял познание мира и получение новых для себя знаний. В школе основным видом деятельности ребёнка становится учебная деятельность и несомненно, ребёнок переживает сложный период становления себя, как ученика и нуждается в поддержке со стороны учителя. И такую поддержку учитель оказывает учащемуся используя на уроках элементы игровой деятельности. Это позволяет ребёнку более мягко и без лишних стрессов поменять основной вид деятельности и при этом не утерять мотивацию к учебной и познавательной деятельности, потому что учебная деятельность в этом случае как бы «вырастает» из игровой. Процесс игры формирует ребёнка как личность, развивая в нём качества необходимые в будущем для успешной познавательной деятельности и осуществления коммуникации в среде как сверстников, так и взрослых. Введение элементов игры дает возможность учителю решить сразу несколько задач, потому что игра позволяет одновременно развлекать, учить и воспитывать. В современных уроках учителя используют как основной элемент игровой деятельности дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогами в целях обучения и воспитания детей. Как правило, они направлены на решение конкретных задач обучения детей. И к тому же это один из эффективных путей активизации познавательной деятельности младших школьников.

Групповые формы работы.

В современном обществе растет тенденция востребованности специалистов не только хорошо образованных, но и обладающих развитыми коммуникативными навыками и умениями, способных наладить общение с коллегами и умеющих работать в команде. Таким образом, учащийся должен быть способен реализовывать себя во взаимодействии с другими людьми. Способность находить взаимопонимание с другими людьми и организовывать совместную деятельность по решению проблем и задач до достижения позитивных результатов, нарабатывается только опытным путем в результате общения. Таким образом, школа, отвечая вызовам современности, должна ввести в образовательный процесс такие формы работы, которые способны научить ребёнка умению общаться, работать в группе (команде), высказывать свою точку зрения и аргументировать её доказательствами. Именно групповые формы обучения могут дать ребенку вышеперечисленные навыки и умения. Эти формы обучения подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся наиболее активно взаимодействуют.

Использование учителем групповых форм обучения дает возможность получить целый ряд преимуществ:

- позволяет учащимся стать субъектами учебно-воспитательного процесса, а именно: самостоятельно ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, при этом контролировать одноклассников и себя, самостоятельно оценивать результаты деятельности своих одноклассников и себя;

- готовит учащихся к деятельности в условиях постоянной изменчивости требований современной социальной среды путем развития их способностей к творческому взаимодействию с другими людьми и факторами социальной среды;

- обеспечивает высокое качество знаний по предмету, путем многократного повторения изучаемого материала, а также путем обучения друг друга.

Максимально развивает индивидуальные способности и различные умения каждого обучающегося, в том числе коммуникативные: умение задавать вопросы и давать обоснованные ответы, выступать публично, поддерживать диалог, воспринимать конструктивно критику в свой адрес, убеждать в своей правоте, оценивать действия свои и чужие, отстаивать свою точку зрения; кроме этого развиваются познавательные умения: сравнения и анализа.

Разнообразие форм работы позволяет осваивать учащимся новые для себя роли в социуме, такие как: участника группы, лидера, консультанта, контролёра, учителя.

Дает возможность обучающимся развивать свои личные качества необходимые для успешной командной работы: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, уважение других.

Таким образом применение на практике групповых форм организации процесса обучения ставить ученика в активную позицию и делает его субъектом процесса обучения. При этом учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Можно сделать вывод, что этот метод является одной из наиболее результативных активных форм образовательного процесса.

ИКТ.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

Одним из очевидных достоинств уроков с использованием информационно-компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся. Все чаще в начальных классах внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Цель проектной деятельности:

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Специфика проектной деятельности как деятельностной технологии обучения проявляется в том, что при работе над проектом необходимость осуществления деятельности ведет за собой активное, осмысленное приобретение, применение и закрепление соответствующих знаний.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Проектная деятельность в начальной школе может проходить в форме небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников могут стать извечные детские «почему?», на которые взрослым порой бывает так трудно найти ответы. Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы.

Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательно создает проектный продукт – материальное воплощение найденного им способа решения исходной проблемы проекта. Проектный продукт должен представлять интерес не только для его автора, но и для любого другого потребителя, который столкнется с подобной проблемой. Научившись проходить весь путь от осознания проблемы до воплощения самостоятельно найденного способа ее решения, дети получат важнейшие навыки не только для успешной учебы, но и для успешной жизни.

Как деятельностный метод обучения проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания, соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.

Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Применение проектной деятельности превращает обучение в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Именно эти знания, умения и навыки превратятся в личный жизненный опыт ученика, и в дальнейшем будут легко переноситься им на другие виды учебной и внеучебной деятельности.

Список литературы

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования; Академия - Москва, 2009. - 272 c.

2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах 1 и 2 вида. В 2 частях. Часть 1; Владос - Москва, 2013. - 288 c.

3. Современные педагогические технологии. Основная школа; КАРО -, 2013. - 176 c.

4. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии; Академия - Москва, 2012. - 320 c.

5. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии; Академия - Москва, 2010. - 288 c.

6. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии; Академия - Москва, 2013. - 288 c.

7. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение; Академия - Москва, 2012. - 192 c.