Конференции
2023-07-06 15:50 Март 2023

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В КЛАССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ C ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ФГОС

Гаврилова Елена Рудольфовна
тьютор
ГБОУ школа-интернат № 37, г. Санкт-Петербург

Профессия – «тьютор»

У слова «тьютор» интересная судьба. Оно ворвалось в лексикон российских педагогов в конце прошлого века и долгое время оставалось «непонятным». Постепенно профессия тьютора стала осваиваться на просторах педагогической деятельности и особенно, она востребована в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Его значение в концепции образования с течением времени изменялось в разных странах и культурах.

В сегодняшнем понимании, тьютор (от анг. Tutur) – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностям развития в образовательную и социальную среду школы, является его помощником при прохождении учеником индивидуального образовательного и социального маршрута.

При этом суть и содержание деятельности тьютора, остаётся неизменной – это в высшей степени индивидуализированный подход. Особую актуальность проблематики тьюторства приобретает в связи с масштабной модернизацией российского образования, где ключевым моментом является вступления в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ», где в концепции реализации разных учебных программ, подчёркивается индивидуальный подход к каждому обучающемуся ребёнку.

Задачи тьютора

Помочь ребёнку адаптироваться к школьной среде; проявить свои возможности; создать благоприятную среду, побуждающую и стимулирующую ребёнка, с интеллектуальными особенностями к учебной деятельности и к социальному поведению.

Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития.

В рамках реализации ФГОС на базе ГБОУ школы-интерната№ 37, была введена должность тьютора в классах «Особый ребёнок».

Обучающиеся по II варианту, эти дети, которые особо нуждаются в индивидуальном сопровождении, поскольку они отличаются выраженными нарушениями интеллектуального развития, часто в сочетании с другими психофизическими нарушениями (опорно-двигательные, сенсорные, соматические расстройства аутистического спектра и эмоционально – волевой сферы).

Класс был сформирован как 1 «Б» дополнительный к 1 сентября 2021 года на основании решений ТМППК Фрунзенского района. Мотивация к учебной деятельности отсутствовала у всех детей. Из шести человек только 4 человека использовали в речи простые слова и фразы, остальные речью не владеют.

Все ученики понимают обращенную речь только в конкретной бытовой ситуации. Эти дети, придя в школу, требовали особого внимания и кропотливой работы со стороны учителя и тьютора в адаптации к школе.

Перед нами стояла задача сформировать класс как коллектив, научить совместной деятельности, соблюдать дисциплину, создать для детей в классе психологический комфорт. По мере знакомства с классом, выявлялись те ученики или конкретный ребёнок, который требует индивидуального подхода и которому без помощи тьютора, невозможно адаптироваться к школе и к классу.

Так, в технической помощи нуждался и нуждается ученик у которого основной диагноз (мышечная дистрофия Дюшена). Мальчику сложно подниматься по лестнице, поэтому тьютор сопровождает ребенка, во время передвижения.

Основное время в этом классе тьютор уделяет другому ученику.

Мальчик не вступает в контакт с детьми. Работоспособность очень низкая. Внимание крайне неустойчивое. Требуется постоянная помощь и контроль со стороны педагога и тьютора. Может очень короткое время выполнять какие - либо учебные задачи, но только совместно с тьютором. Поведение часто носит полевой характер. Отмечаются аутостимуляции, навязчивые стереотипные действия (постукивание, крики, писк, пощипывание). Отмечаются частые перепады настроения. Может очень сильно кричать. Общение со взрослыми ситуативное. С этим ребенком ведется очень тесная работа.

Для достижения успехов, необходимо применять разные приемы работы с детьми, имеющими определенные особенности развития. Так, при расстройствах аутистического спектра, необходимо выделить для ребенка специальное место, где бы он был один.

На первом году обучения в классе был оборудован складной домик, куда мог ребёнок уединиться, для снятия нервозности или повышенной тревожности.

Во время занятия у ребенка должна быть возможность выйти из класса.

Именно, так проходила работа тьютора с этим учеником. По началу мы выходили из класса и постепенно привыкали к школе, к классу. На начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы, психологического комфорта, желание взаимодействовать тьюторонта с тьютором.

Так как наши дети в классе на 90% гиперактивны, то мы совместно с педагогом применяли следующие приёмы:

- дать различные поручения, которые бы нравились и были бы полезны.

Выполняя такие поручения или задания, у детей излишнее возбуждение, гиперактивность, нервозность значительно снижалась.

Какие именно, поручения и задания:

- собрать или раздать тетради, учебники;

- разобрать карандаши по цветам;

- помочь в уборке класса;

- вытереть доску;

- навести порядок на партах;

- помочь однокласснику переодеться на физкультуру и т.д. (их великое множество).

Иногда, гиперактивным детям надо дать возможность побегать, попрыгать, а для этого у нас есть активные физминутки, подвижные игры на переменах.

Достигнуть успеха в работе с ребёнком можно только при условии, если тьютор будет четко знать свои основные направления деятельности и принципы, организующие эту деятельность.

Основные направления деятельности и принципы в работе тьютора

Деятельность тьютора очень разнообразна и включает в себя следующие (аспекты) работы:

- изучение ребенка

- планирование (проектирование)

- консультирование и поддержка

- социально-организованная работа

- корректирование хода программ

Тьютор – это посредник между учеником и учителем.

В ходе реализации посреднической функции по вышеназванным направлениям, тьютор должен в своей работе опираться на ряд принципов, которые выступают в качестве его фундамента, основы работы с различными специалистами, с родителями и с детьми.

Принципы тьюторского сопровождения





Основные этапы тьюторского сопровождения

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Под этим понимается и специальным образом адаптированная учебная программа, соотносящаяся с возможностями ребёнка: и специально организованное рабочее (учебное) место: и специально используемые методы и приёмы обучения.

Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:

- диагностический;

- проектировочный;

-реализационный;

-аналитический.

Диагностический этап.

На диагностическом этапе происходит встреча тьютора и подопечного. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации позитивной атмосферы, психологического комфорта, желание взаимодействовать учащегося с тьютором. (Слайд) По началу это наблюдение за ребёнком и установление контакта и позитивных отношений.

Проектировочный этап

Основная цель этого этапа – выявить основной познавательный интерес ребенка. Главное, чтобы в этой работе найти то, что интересно ребенку. Складывать кубики, рвать бумагу, рисовать красками и т.д. (Слайд)

Реализационный этап

Это форма презентаций каких-либо сообщений, докладов, выступлений на классном часе и т.д., но это в теории. В нашем случае, это когда обучаюшийся может показать свою деятельность совместно с тьютором на открытом уроке, присутствует на внеклассных мероприятиях.

Например: формат открытых уроков, которые проходили в нашей школе для педагогов из других школ, «Осенняя карусель» - праздник осени, который проходил среди учащихся классов «Особый ребёнок».

Аналитический этап

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентаций, на которой были представлены результаты самого учащегося. Т.е. создается «Папка результатов», в которую собираются материалы, освещающие результаты, достигнутые ребенком.

Так на втором году обучения ребёнок сидит на уроках, выполняет все задания вместе с классом, выполняет устные инструкции учителя, участвует на открытых уроках и внеклассных мероприятиях, правильно держит ручку и работает в тетрадях. И всё это достигается благодаря использования специальных видов работ, которые отличаются от общей учебной деятельности.

Например:

- на уроке речи, дети изучают буквы, слушают учителя, выполняют его задания по теме урока, то Егор работая с тьютором по этой же теме урока, но она адаптирована, конкретно для него. Так, дети работают по учебнику с буквой А, а Егор изучает букву А в виде аппликации, рисованием пластилином, раскрашиванием буквы палочками.

И такая индивидуальная работа тьютора с ребенком проходит по каждой теме каждого предмета.

Основная цель нашей деятельности – это социализация, адаптация на сколько это возможно для наших детей в жизненном пространстве. На первом году обучения проходила адаптация, социализация в стенах школы, на втором году обучения мы раздвигаем рамки «жизненного пространства» и с классом выезжали в I – четверти в городскую библиотеку им. А.П. Чехова.

Итак, основные направления работы тьютора заключаются:

- в сопровождении обучающихся в классах «Особый ребёнок» на протяжении всего учебного дня;

- работа с детьми, которые требуют дополнительного индивидуального сопровождения;

- помощь педагогу в реализации СИПР для каждого из обучающихся в классе;

- введение документации (журнал, планирование, дневник наблюдения).

При возникновении дефекта в развитии - нарушается взаимодействие ребенка с окружающим миром: ребёнок не видит, не слышит, не воспринимает, не говорит, не чувствует. При ограниченном взаимодействие ребёнка с людьми и социальным пространством у ребенка нарушается процесс усвоения социального опыта.

Поэтому задача педагогов, тьюторов, психологов, родителей – приложить максимальные усилия на преодоление первичных дефектов и свести к минимуму возникновение вторичных.

Ещё великий физиолог И.П. Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.