Конференции
2023-07-06 16:37 Апрель 2023

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Советова Татьяна Михайловна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 30», г. Арзамас

В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения - формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований общества и государства на воспитание личности, обладающей основами экологически ориентированного поведения. Характеризуются формы работы по экологическому образованию дошкольников.

Ключевые слова: экологическая культура, ФГОС дошкольного образования, дошкольник, средняя группа

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Глобальные климатические изменения, уменьшение запасов питьевой воды, истощение природных ресурсов, угроза истребления многих видов растений и животных и множество других экологических проблем являются следствием эксплуатации и потребительского отношения природных ресурсов, постоянных химических «нагрузок» и загрязнений окружающей среды. По нашему мнению, данная проблема порождается отчуждением от природы, низким уровнем сформированности экологической культуры современного населения планеты.

Экологическая культура как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей заключается в осознанно-правильном отношении к природе во всем ее многообразии, к материалам и вещам природного происхождения. Это и отношение к себе и людям как неотъемлемой части природы, осознание зависимости жизни и здоровья от состояния окружающей среды.

Теоретические и экспериментальные исследования Е.В. Бондаревской, Е.В. Гончаровой, Д.Н. Кавтарадзе, Н.Н. Кондратьевой, А.Н. Кочергина, Е.В. Михеевой, А.А. Муратовой, С.Н. Николаевой, С.В. Петериной, Н.А. Рыжовой и т.д. установили, что в формировании экологической культуры особая значимая роль отводится дошкольному детству. Это интенсивный период для развития положительного отношения к окружающей действительности, формирования нравственно-этических норм поведения, приобретения ярких эмоциональных впечатлений, которые надолго остаются в памяти человека. Чем раньше начнут закладываться основы экологической культуры, тем будет выше ее уровень, в связи с чем экологическое образование дошкольников имеет важнейшее значение.

Особый интерес представляют дошкольники среднего возраста. В отличии от малышей они увереннее во всех проявлениях: любознательны, внимательны, хорошо понимают и воспроизводят речь взрослого, активны на познание себя, окружающей социальной и природной среды. В среднем дошкольном возрасте знания о объектах и предметах природы переходят на уровень представлений, заключающийся в желании детей рассказать и поделиться впечатлениями о увиденном в природе [1].

Можно рассматривать, в целом, данный возраст как начальный этап становления осознанного отношения у ребенка к растениям, животным, себе как к части природы. Положительное отношение к окружающей природной среде, в первую очередь, закладывается в семье и продолжает развиваться в детском саду.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) » закрепил позицию экологического образования дошкольников.

Согласно данному документу в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

В рамках познавательного развития у дошкольников формируются первичные представления о объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и особенностях ее природы. Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование гуманного, бережного, заботливого, эмоционально-положи-тельного отношения к миру природы. В результате социально-коммуникативного развития формируются основы безопасного поведения в природе, социуме, быту, развиваются эмоциональная отзывчивость, сопереживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие направлено на знакомство с природоведческой литературой. Область физического развития предполагает формирование у детей ценностей и навыков здорового образа жизни [2]. Таким образом, ФГОС ДО выдвигает определенные требования к осуществлению образовательной деятельности, в которой большое значение уделяется развитию экологической культуры детей.

Начальные основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и грамотно организованной образовательной деятельности.

Важное место в формировании экологической культуры отводится игре как ведущей детской деятельности. В ней формируются правила поведения в природной среде, моральные нормы. Дошкольники средней группы сензитивны к разнообразным играм: дидактическим, творческим, подвижным. Играя, они накапливают представления об окружающем мире, творчески уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. Игра способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, обогащает словарьипредоставляет возможность для проявления самостоятельности, сотрудничества и инициативности.

Неотъемлемой частью работы с детьми является разнообразная деятельность с литературными произведениями, оказывающая благотворное влияние на личность ребенка: чтение книг, рассматривание иллюстраций к книгам, заучивание стихотворений, разыгрывание сказок. Сказки играют особую роль для детей 4-5 лет, у которых преобладают сказочно-игрушечные понимания растений и животных. Соотнося сказочные образы на реальные объекты и предметы, сказка помогает обрести реалистические представления о окружающем мире.

В установлении причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используются поисково-исследовательская деятельность. Благодаря различным экспериментам и опытам дети имеют возможность раскрыть некоторые тайны природы, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т.д.), о важных условиях для полноценного развития и роста растений. Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Данная деятельность оказывает содействие для осознания причинно-следственных связей, развития наблюдательности и мыслительной деятельности.

Ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде. Усвоение начальных знаний о потребностях растений и условиях, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей, позволяет оценить внешние признаки растений - показатели его благополучия. Наблюдая за состоянием растения, дошкольник как бы ему "сочувствует" и старается помочь. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.

Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить экскурсии и прогулки. С целью удовлетворить стремление познать как можно больше о природных объектах, привлекающих внимание, дети среднего возраста активно включаются в процесс наблюдения. В течении прогулки нужно обращать внимание на красоту природы и погодные явления. Необходимо наблюдать за поведением животных и состоянием растений, обучать детей самостоятельно замечать явления природы, называть их и делать выводы, побуждать к задаванию вопросов. Каждое наблюдение расширяет и углубляет представления ребенка о окружающей природной среде, дает новые знания, пробуждает любознательность и пытливость.

Достигать положительных результатов в становлении экологической культуры дошкольников средней группы помогают выставки, конкурсы, разнообразные акции экологической направленности, праздники на экологические темы. Популярностью пользуются проекты: экологические кружки или школа юного эколога, активно поддерживаемые государством [3].

Возможность ознакомления ребенка с животными, растениями, явлениями неживой природы дает непосредственно-образовательная деятельность (НОД), в процессе которой уточняется и систематизируется личный опыт, полученный в ходе игр, чтения художественной литературы, опытов и экспериментов, наблюдений. НОД делает возможным последовательное усложнение, расширение и обогащение знаний, умений и навыков в плане ознакомления дошкольников с природой.

Наиболее распространенной является образовательная деятельность, проводимая с помощью наблюдения. При организации такой НОД с дошкольниками 5-го года жизни, необходимо учитывать некоторые особенности данного возраста: дифференцированность восприятия, умение выделять 4-6 признаков наблюдаемого (особенности существования растений, особенности поведения животных, признаки внешнего строения объектов и т.д.).

На процесс развития экологической культуры дошкольников среднего возраста существенное влияние оказывают беседы природоведческого содержания. Как правило, они начинаются с воспроизведения различных фактов для разговора с дошкольниками. Использование иллюстративно-наглядного материала (иллюстрации, предметы природы, модели и т. д.) существенно облегчает этот этап. Беседа как универсальная форма взаимодействия педагога и его воспитанников предоставляет богатые возможности для установления связей между условиями природной среды и ее обитателями, между животными и растениями, между деятельностью человека и состоянием природного окружения.

Пока существует наше общество будет существовать проблема экологического образования, которая позволит предотвратить многие экологические проблемы человечества. В связи с утверждением и введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется содействию и развитию у дошкольников экологической культуры. Многочисленные авторы рассматривают среднюю возрастную группу как благоприятный период для привлечения детей к экологически-ориентированной деятельности.

Процесс формирования экологической культуры включает различные виды деятельности, имеющие целью первичное ознакомление дошкольников с объектами предметами природы, углубляющее и расширяющее их представления о природе.

Воспитатель как носитель экологической культуры знакомит дошкольников со способами общения с природой, формирует умение наблюдать за окружающим миром природы и вещами, обучает устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывать радость от осознанного взаимодействия с растениями и животными, находящиеся рядом, развивает желание в созидании и творчестве.

Литература:

1. Волгина В.С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста // Экологическое образование дошкольников: совре-менные тенденции, инновации, проблемы, перспекти-вы: Материалы научно-практической конференции [Электронный ресурс]. URL: http://mineco-nn.ru/File/okr_sreda/Ekologicheskoe_obrazovanie_doshkolnikov.pdf Дата обращения: 10.01.2017.

2. Маханева М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 171 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf. Дата обращения 14.01.2017.