Публикации
2023-09-26 10:51 2021 (№ 17-31)

Трутнева И.В. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ XXI ВЕКА

Библиографическое описание:
Трутнева И.В. Функциональная грамотность младшего школьника – основа развития ключевых компетенций XXI века // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Функциональная грамотность является одним из основных факторов, который помогает людям активно участвовать во многих сферах деятельности и самостоятельно обучаться в течение всей жизни.

Впервые о функциональной грамотности было заявлено в середине 60-х годов 20 века. В Тегеране, на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности в 1965 году, где был предложен термин «функциональная грамотность».

Анализ педагогических исследований и результаты проведенного констатирующего эксперимента позволили мне выявить следующие проблемы у учащихся начальной школы: преобладание неполных ответов на вопросы над полными, трудно сформулировать собственную точку зрения, отсутствие логики при изложении своих мыслей, при раскрытии темы и основной мысли высказывания. Все это свидетельствует о том, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, говорение и письмо. Быть грамотным – значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи.

Учебные программы по русскому языку и литературному чтению определяют систему навыков функциональной грамотности, их структуру и содержание, которые включают, в том числе, и объем знаний, умений и навыков учащихся по учебному предмету. Учитель же должен наметить для себя пути, приемы и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающий наибольший эффект в формировании функциональной грамотности школьников.

Навыки функциональной грамотности (слушание, говорение, чтение и письмо) формируются и развиваются в процессе освоения школьниками всего набора учебных предметов в школе, поскольку являются универсальными. Без них невозможно изучать ни одну дисциплину, так как в процессе обучения важно слушать и понимать речь учителя, правильно и лаконично изъясняться, учитывая ситуацию и рассчитывая время, требуемое на высказывание. Важно быстро находить необходимую по данной теме информацию, уверенно ориентируясь в книгах и учебниках. Также необходимо грамотно писать, соблюдая орфографические, лексические, пунктуационные правила и грамматические законы русского языка.

Одним из учебных предметов в системе начального образования, который способствует формированию навыков функциональной грамотности является «Литературное чтение».

В таблице наглядно представлено содержание литературной функциональной грамотности как планируемого результата обучения учащегося начальной школы.

1. Сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни.

2.Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы.

3.Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста.

4.Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.

Рассмотрим на примерах динамику развития работы с текстом по определению темы по классам.

1 класс.

Учитель: «Сравним стихотворение С. Маршака и рассказ Л. Толстого «Пришла весна».

Какова тема этих произведений? Можно ли узнать их тему по заглавию?».

Учитель: «Прослушаем произведения «Стихи о весне» И.Мазнина, «В лесу» И.Соколова-Микитова, «Весна идет» А.Барто, «Чудные мгновения Н.Сладкова. Какая тема их объединяет? Найдем в тексте слова, которые подсказывают тему».

2 класс.

Учитель: «Прочитаем русскую народную сказку «Два Мороза» и послушаем литовскую народную сказку «Мороз и Морозец». Сравним их темы. Обсудим: чем сказки похожи, чем различаются? Какие народы их создали? Можно ли считать, что темы сказок одинаковые? Можно ли название русской сказки сделать названием литовской?».

3 класс.

Учитель: «Выскажите мнение: как в произведения «Белый пудель» А.Куприна, «Булька» Л.Толстого раскрывается тема дружбы человека и животного?».

4 класс.

Учитель: «Сравните разные варианты одной и той же сказки по теме (два варианта русской народной сказки «Морозко»). Какова тема этих сказок? Почему она важна для простого народа? Какие качества воспитываются у слушателей?».

Таким образом, мы видим, что работа по определению темы произведения ведет к пониманию основного круга тематики литературы. Все это в планируемых результатах обучения к концу начальной школы отражено следующим образом: дети должны определять тему текста, уметь сравнивать произведения по теме.

Умение выделять главную мысль текста – еще одна составляющая литературной грамотности младшего школьника, и говорит она о достаточно хорошем уровне смыслового чтения, когда ребенок не просто пробегает глазами текст, а может определить, какова его основная идея, смысл, каков замысел автора.

Пример 1. Отметь, какая пословица отражает главную мысль басни.

Лгун.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.



Шила в мешке не утаишь.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Что лживо, то и гнило.

Достаточно сложными заданиями являются такие, в которых главную мысль нужно выделить в лирических произведениях. Рассмотрим такой вид работы на следующем примере.

Пример 2. Отметь пословицу, которая отражает главную мысль стихотворения.

Мудрейшая птица на свете — сова.

Все слышит,

Но очень скупа на слова.

Чем больше услышит —

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас не хватает.



Болтливому молчанье в тягость.

Слово что воробей: вылетит – не поймаешь.

Разговор – серебро, а молчание – золото.

Пример 3. Найдите в тексте предложение, которое отражает главную мысль.

Жил однажды мышонок, который был в постоянном страхе – он боялся попасть в лапы кошки. Волшебник пожалел мышонка и превратил его в кошку. Но тогда он стал бояться собаки. Волшебник превратил его в пантеру. Но тогда он стал бояться охотников. И тут волшебник сдался. Он опять превратил его в мышонка, сказав при этом: – Ничто тебе не поможет, если у тебя сердце мышонка.

Обучение детей содержательному анализу текста, как правило, начинает с определения последовательности событий в произведении – сюжета.

Пример 1. Вспомни сказку «Три поросенка», проанализируем ее содержание и пронумеруем пункты, как развивались события.

Волк дует на дом из прутиков.

Волк бежит за поросятами.

Два поросенка резвятся на лужайке.

Волк дует на соломенный домик.

Волк лезет в трубу каменного дома.

Три поросенка пляшут перед каменным домиком, волк убегает.

Пример 2. Детям для анализа дается следующая схема (построенная на основе текста произведения) по сказке «Снегурочка».

«…Пойдем – А и мы разгуляемся на старости лет…».

Какие события связаны с этим состоянием героев?

«Шевельнула Снегурочка ножками - ручками…»

Что произошло и как это подействовало на окружающих?

«Прыгай, прыгай, Снегурочка!»

Какого результата добились участники событий?



В завершение работы для более детального понимания развития сюжетной линии учитель может предложить детям перечислить все основные события сказки.

Интерес к развитию умения давать характеристику героя нужно начинать уже в 1 классе, когда учитель может предлагать детям пробовать охарактеризовать героев одним словом, ориентируясь на рисунки и слова – подсказки. Далее, по мере приобретения учащимися знаний о героях сказок, учитель трансформирует это задание.

Пример 1. 2 класс. Продолжи характеристику героев, используя глаголы из текста. Сравни, как разговаривают герои. Можно ли по разговору сказать, кто из них добрый, вежливый и терпеливый? Приведи примеры из текста.

Пример 2. 3класс. Дадим характеристику главным героям сказки: какими качествами они наделены? (Р.Киплинг. «Рикки - Тикки –Тави»).

Пример 3. 4 класс. Какую необычную характеристику дал бабушке один из персонажей? Проверь себя по тексту. (Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»).

Вышеизложенное позволяет подчеркнуть особую значимость уроков литературного чтения для формирования литературной грамотности младших школьников как интегративного компонента функциональной грамотности.

Список литературы.

1. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века»./Н.Ф. Виноградова. – М.:Вентана-Граф, 2017 г.

2. Губанова М. И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М.И. Губанова, Е. П.Лебедева // Начальная школа плюс до и после. – М.:Баллас,2009 г.

3. Иванова С.В. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. /С.В. Иванова, М. И. Кузнецова.- М.:Вентана-Граф, 2017 г.

4. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя /Н.Ф.Виноградова, Е.Э. Кочурова. – М.:Российский учебник: Вентана -Граф, 2018 г.