ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ МИНИ-МУЗЕЯ
Порывакина Галина Викторовна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 40 "Русалочка" г. Тамбов
Полноценное развитие нашего общества и воспитание новых поколений неразрывно связано с историей нашего народа, области, края. Как нельзя лучше это прошлое выражено в предметах быта, интерьера, личных вещах наших предков. Поэтому создание мини-музеев, выставочных уголков в образовательных учреждениях поможет детям прикоснуться к прошлому и почувствовать его атмосферу. Благодаря таким проектам открываются возможности для устранения пробелов в патриотическом воспитании подрастающих поколений.
Музей –это целый мир! И если мы сумеем помочь ребенку разгадать, одухотворить и полюбить его, музей способен стать умным наставником взрослеющего человека. Но часто ли мы ходим в музей сами? Часто ли водим туда своих воспитанников? С появлением мини-музеев в ДОО мы сможем открыть ребенку мир вещей простых и уникальных, забытых сегодня, но полезных добрых, родных. Важно чтобы ребенок заинтересовался и полюбил музей в дошкольном возрасте, ведь детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь.
Но делать это формально бессмысленно. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, состоянием души. Поэтому очень важно воспитателям овладеть азами музейной педагогики, научиться раскрывать тайны предметов. Чтобы экскурсия была успешной можно проводить уроки-путешествия, занятия-игры. А для того, чтобы дети были внимательны, а не пробегали, унося лишь поверхностные знания, пусть сами, вообразив себя исследователями, попробуют отгадать, что это за вещи, из чего и для чего сделаны. В мини –музее можно проводить не только экскурсии, но и занятия, организовывать встречи, выставки, кружки. В рамках музейной педагогики, можно реализовывать детские образовательные проекты, программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Проводить праздники народного календаря, творческие занятия с участием музыкальных руководителей.
Роль мини-музеев в дошкольных организациях неоценима. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Мини-музей «Русская изба», как образовательный модуль является хранилищем предметов домашнего обихода, элементов одежды наших предков. Оказываясь в ее стенах, мы попадаем в воссозданную атмосферу старинной русской избы. В пространстве мини-музея осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Средствами музейной педагогики воспитание детей проходит более эффективно и комфортно. Воспитанники знакомятся с устройством русской избы, в чем заключался уклад жизни крестьянской семьи, просматривают экспонаты. Музейная экспозиция, предметы обихода собираются педагогическим коллективом детского сада, специалистами ДОУ и родителями воспитанников.
Основной задачей при организации «Русской избы» не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Таким образом, мини-музей «Русская изба» является полноценным Центром активности для детей.
«Русская изба» – это удивительный мир старины: тут и русская печь с чугунками и ухватами, стол с самоваром, вещи хозяйственного обихода (скамейки, корзины, ведра, коромысло), домашняя утварь и предметы для ремесла (разнообразные горшки, ухваты, туеса, кринки, миски и ложки, рубель и катка, утюги; прялки разного типа, веретено), крестьянская одежда и обувь (тулуп, сарафаны, лапти, валенки) и сундук хранящий одежду и служащий как спальное место, красный угол, рушники и люлька.
Цель работы мини-музея «Русская изба» - приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с историей и бытом русского народа, формирование бережного отношения к культуре народа. На занятиях посредством применения музейной педагогики воспитанники знакомятся с укладом жизни русского народа, погружаются в мир русского крестьянства, раскрывают повседневный распорядок жизни и трудовых занятий.
Все предметы в «Русской избе» дети должны не только рассматривать, но и действовать с ними, узнавать их применение. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал. В этой атмосфере дети даже раннего дошкольного возраста имеют возможность ощутить себя частью русского народа, хотя еще и не осознавая этого в полной мере.
В нашем детском саду мы смогли создать мини-музей «Русская изба», и наглядно показать элементы деревенского быта, рассказать об укладе жизни наших предков, поведать им о традициях и праздниках, рассказать о ремесленных чудесах.
В результате мы смогли:
1. Сформировать первые представления о культуре своего народа, обычаях; традициях.
2. Сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии.
3. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством.
4. Обогатить словарный запас детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
5. Постарались воспитать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
6. Развить коммуникативные навыки, уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам.
7. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
К. Д. Ушинский
· Литература:
1. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
2. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008 г.
3. Е.И. Якубовская «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях» СПб 2005 г.
4. О.В. Шубина, И.Г. Чайка «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры. Планирование, занятия, развлечения»- Волгоград: Издательство «Учитель», 2016 г.
5. М.В. Короткова «Путешествие в историю русского быта» Москва, «Дрофа», 2003-256 с.